Среди предприятий наиболее популярны следующие виды банковских услуг: кассовое обслуживание, платежные поручения, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, платежные требования, чеки, использование кредитных линий, операции с иностранной валютой, услуга удаленного доступа, пластиковые карточки. Наиболее существенно в 2010 г. относительно 2009 г. выросло использование услуг технологий удаленного доступа, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, использование информационно-аналитических услуг. При этом следует отметить снижающуюся популярность инкассации, большинства расчетного обслуживания (за исключением аккредитивов в национальной и иностранной валюте), услуг по операциям с иностранной валютой. Одновременно растет востребованность всех видов кредитования, особенно посредством кредитной линии.
Подавляющее большинство респондентов удовлетворено как качеством услуг (95,6%), так и уровнем обслуживания (96%) банков (в 2009 г. удельный вес таких ответов составлял 97 и 96,8% соответственно). При этом высокий уровень обслуживания отметили 50,8% предприятий (в 2009 г. – 46%), высокое качество услуг – 48,6% (44,7%).
В 2011 г. предприятия ожидают роста потребности во всех услугах, за исключением размещения свободных денежных средств. Наиболее значимо возрастет потребность предприятий в краткосрочных и долгосрочных кредитах, финансировании деятельности на внутреннем рынке, купле – продаже валюты, финансировании деятельности на внешнем рынке, а также в инкассации. Рост потребности в обслуживании совокупного долга, получении наличных рублевых средств, приобретении наличной иностранной валюты, а также в покупке – продаже ценных бумаг будет менее значительным [32].
Стабильность клиентской базы банка и его способность привлекать новых перспективных клиентов являются определяющими факторами развития банка в долгосрочной перспективе. Практика показывает, что наиболее успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить к работе с клиентами, в частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.
Важным направлением клиентской политики банка является реализация принципа «создание клиента», в том числе при работе с крупными предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то есть, заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов его клиента.
В целях повышения эффективности инвестиционного обслуживания клиентуры немаловажную роль играет также существующая в банке структура взаимодействия подразделений и разделение зон ответственности. Зачастую происходит так, что «продуктовые» подразделения, занимающиеся активными операциями, не имеют возможности расширить операции и повысить качество своих портфелей из-за отсутствия заявок от крупных клиентов. В то же время, подразделения, ответственные за привлечение клиентуры, не могут заинтересовать потенциальных клиентов работой с банком, так как у них не налажено взаимодействие и обмен информацией с «продуктовыми» подразделениями.
Актуальным вопросом клиентской политики балка является разработка стратегии комплексного развития отношений с корпоративными клиентами, при реализации, которой интересы банка в наибольшей степени соответствовали бы интересам клиента. Это особенно важно в долгосрочной перспективе, учитывая снижение значимости краткосрочных операций банков и обострение конкуренции на финансовом рынке. Поэтому приоритетом развития банковской системы является кредитование реального сектора экономики. Вопрос лишь в том, каким образом, допуская банки на рынок инвестиций, сохранить стабильность и высокую надежность банковской системы.
Еще по теме:
Классификация потребительских кредитов
Потребительский кредит существует в двух формах - «прямой потребительский кредит (без посредничества торговых фирм, например, в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручи ...
Сущность и виды банковских рисков
Банковские риски как объект исследования известны не только современному обществу. Их значение в регулировании банковской деятельности исследователи отмечали еще в XVIII и XIX вв. Известный русский профессор Н.Х. Бунге, впоследствии ставший министром финансов России, в своем исследовании кредита и ...
Информационно-программные продукты, используемые ЗАО «Банк ВТБ 24»
Информационно-программные продукты, используемые Банком «ВТБ 24»: 1) Одной из основных систем - автоматизированная банковская система «М-Банк» система создана на языке высокого программирования «Delphi» и визуального средства программирования «Visual Basic». «М-Банк» содержит всю информацию по теку ...