Каждый банк должен думать о минимизации своих рисков. Это нужно для его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков – это борьба за снижение потерь, иначе называемая управлением рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне. Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней среды в банковском деле России в последние годы являются: регулирование условий конкуренции между банками со стороны ЦБ и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии ЦБ; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов. Банк должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов. В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы:
· прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
· финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
· ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками. Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками – предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования рисков. К способам предупреждения и минимизации рисков относят:
· гарантии и поручительства;
· залог;
· страхование кредитов и депозитов;
· выяснение кредито- и платежеспособности заемщика;
· дисконтирование ссуд;
· кредитование на консорциальной основе;
· уменьшение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику;
экономико-математическое моделирование и решение оптимизационных задач, позволяющее уменьшить ряд рисков за счет научно обоснованных стратегий управления активами и пассивами банка. Но если предотвратить риски (потери) не удалось полностью, то вступает в силу последний способ их регулирования – возмещение, что включает в себя:
· создание банками общих и специальных резервных фондов;
· списание соответствующих сумм на убытки;
прекращение начисления процентов по ссуде и др. Можно выделить наиболее типичные ошибки банков, ведущие к потерям на завершающем этапе управления рисками. К ним относятся:
· чрезмерная агрессивность кредитной политики (отношение кредитов к активам банка составляет более 65 %);
· ухудшение показателей ликвидности в результате манипулирования с расчетами и нормативами;
· отсутствие диверсификации рисков (по отраслям, видам операций и т.д.);
Еще по теме:
Методы расчета банковских рисков
Методы расчета риска позволяют определить его величину, от выбора метода расчета риска зависит правильность оценки прогнозируемых потерь. Сложились три основных метода оценки рисков: статистический, экспертных оценок и аналитический (частный и комплексный). Метод экспертных оценок строится на базе ...
Права и обязанности траст – отделов коммерческих банков
Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего. ...
Маркетинговые основы
разработки страхового продукта
С точки зрения маркетинга страховой продукт характеризуется следующими качествами [22, с. 54-56]: - неосязаемость; - неотделимость; - непостоянство качества; - недолговечность. Неосязаемость для любого страхового продукта означает, что клиент страховщика не может ни увидеть, ни попробовать на вкус, ...