Предложение является функцией всех этих факторов -
Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.
Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:
= издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше- по текущим ценам;
= цены на товары- заменители установлены;
= предполагается, что изменение цены- единственно возможный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение- вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.
Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
Где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.
Различают пять вариантов эластичности предложения ( рис.5).
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени, обычно различают ряд периодов:
= кратчайший ( все факторы постоянны);
= краткосрочный ( отдельные факторы переменны);
= долгосрочный ( все факторы переменны).
Эта периодизация была предложена А. Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.
На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и др. факторов. Оно может приобретать три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателей. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.
Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворительный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.
Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения с другой, равновесием спроса и предложения.
Закономерности оборота и кругооборота капитала в рыночной экономике порождают возникновение источников временно свободных денежных средств (ссудных капиталов). Однако для мобилизации и аккумуляции временно свободных денежных средств, а также для их трансформации в ссудный капитал и направление на удовлетворение дополнительных потребностей производства, объективно необходимы специальные посреднические институты, обеспечивающие свободный перелив капиталов в определенные точки экономического пространства. Такие посредническое институты исторически возникли и развивались в форме банков.
Еще по теме:
Информационно-программные продукты, используемые ЗАО «Банк ВТБ 24»
Информационно-программные продукты, используемые Банком «ВТБ 24»: 1) Одной из основных систем - автоматизированная банковская система «М-Банк» система создана на языке высокого программирования «Delphi» и визуального средства программирования «Visual Basic». «М-Банк» содержит всю информацию по теку ...
Оптимизация системы управления кредитным риском
Повышение доходности кредитных операций непосредственно связано с качеством оценки кредитного риска. В зависимости от классификации клиента по группам риска банк принимает решение, стоит ли выдавать кредит или нет, какой лимит кредитования и проценты следует устанавливать. В мировой практике сущест ...
Организация работы с депозитами в банке
Основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета в банк в различного рода депозиты (вклады), является "депозитная политика банка". Этот документ разрабатывается каждым банком, самостоят ...