Если например, повышению цены на 1 % соответствует снижение спроса более чем на 1 %, то говорят, что спрос эластичен ( коэффициент эластичности больше 1 ) ; если повышению цены на 1 % соответствует понижение спроса на 1 %, то спрос нейтрален ( коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1 % влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1 %, то спрос неэластичен ( коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1 ).
Существуют различные варианты проявления эластичности (рис.3).
Знак эластичности будет отрицательным, т.к. цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие не сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.
Перекрестная эластичность выражается в двух товарах – А и В.
Где - изменение объема спроса на благо В ; - объем спроса блага В; - изменение цены блага А; -цена блага А.
Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если, то блага взаимозаменяемые, если - взаимодополняемые.
Ценовая не эластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.
Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшатся при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как «объем продаж- цена», « объем продаж- себестоимость» ,»емкость рынка – цена», с целью принятия окончательного решения.
В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.
Где - изменение объема спроса; - объем спроса; - изменение величины дохода; - величина дохода.
Предложение товара – это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.
Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако, все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.
Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене 20 S производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене 30 S -4 единицы, а при цене 50 S -7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения. Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынке в целом. В общем виде, где -величина предложения, Р- цена.
В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную ( )- по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение отказывают влияние и другие факторы:
= цены факторов производства;
= технология;
= количество производителей- продавцов;
= ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
= размер налогов и т.д.
Еще по теме:
Направления оценки финансового состояния коммерческого банка
Информационной базой для полного финансового анализа банка являются следующие данные: – финансовая отчетность банка – полный перечень отчетности кредитной организации, которую можно использовать для анализа, приведен в Указаниях Банка России №7-У от 24.10.97г.; – финансовые документы (устав банка, ...
Банковские операции дополнительного офиса
Дополнительный офис осуществляет следующие банковские операции: Расчетное обслуживание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц: - Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в валюте РФ и иностранной валюте; - Открытие и ведение б ...
Состав и управленческая структура финансовых организаций и коммерческихбанков
Эффективность осуществления банковских операций зависит от многих факторов. Самым важным из них выступает построение оптимальной управленческой структуры коммерческого банка. При этом обязательно следует учесть такие критерии, как размеры банка, виды и масштабы операций, участие во внешнеэкономичес ...