Исполнителем задачи может быть та или иная должность, отдел или коллега. Наименьшая единица - должность. Одна должность, естественно, занимается одним лицом - сотрудником банка. Для достижения поставленных перед организацией целей каждая должность наделяется правами и обязанностями. Обязанности состоят из совокупности поставленных и решаемых задач; права учитывают с компетенцией. Обязанности и права делают возможным выполнение задач (естественно, при условии согласованности задач, способности, компетентности и ответственности носителей задач).
Компетентность чаше всего разделяется по виду должностей. У руководящих должностей по существу доминирует компетенция по принятию решений, улаживанию споров, т.е. эти должности обладают компетенциями распоряжения и исполнения. У исполнительных должностей такие виды компетентности отсутствуют, на первом месте у них — профессиональная компетентность.
Целью коллегий является совместное решение задач, относящихся к разным должностям и отделам.
Распоряжения подчиненному могут отдаваться как единственным руководителем (однолинейная система), так и несколькими (много линейная система). В однолинейной системе сотрудник подразделения отвечает за свои действия исключительно перед своим руководителем. Несмотря на преимущества жесткой иерархии в этой модели, она содержит и существенные недостатки: длительность принятия решений, большая загруженность руководителя и недостаточная его реализация в решаемых проблемах могут привести к трудностям.
Во много линейной системе сотрудник подчиняется не одному, а нескольким руководителям Многопрофильная зависимость ведет к высокой профессиональной компетенции в распорядительной системе. Каждый работник напрямую связан с руководителем, компетентным в решении соответствующей задачи. Недостаток здесь видится в некоторой неясности компетентности и ответственности, что может порождать определенные конфликты. Многое зависит от выбора модели построения организационных структур банка и количества подчиненных сотрудников.
Право выносить решения. Среди инструментов решения поставленной задачи выделяется также право выносить решение. Это право может быть двух видов: в виде участия и в виде делегирования полномочий. Участие отражает деятельность нижестоящих уровней в процессе принятия решении на вышестоящих уровнях. Нижестоящий сотрудник может выслушать принятое решение, принять его к сведению, а может не согласиться с ним (право вето). Делегирование характеризует деятельность вышестоящих звеньев, оно предусматривает передачу полномочий принятия решений подчиненным инстанциям. Масштаб делегирования зависит от существа задач и квалификации сотрудников. Сильная сторона усиленного делегирования состоит в разгрузке управленческого уровня и, как правило, в лучшем решении, поскольку нижние уровни наиболее близки к этим проблемам. Опасность масштабного делегирования состоит в ограничении наблюдения за работой банка на нижних уровнях, а также в осложнении контроля за работой подчиненных.
Делегирование и участие непосредственно друг с другом не связаны, поэтому возможны высокая доля делегирования и малая доля участия, и наоборот Права и обязанности отдельных подразделений банка и его сотрудников при решении поставленной задачи имеют существенное значение. Через них оказывается влияние на создание организации банка. Важно, однако, не только правильно выстроить систему организации банковской деятельности, но и развивать ее. Эту задачу выполняет стандартизация, с помощью которой делается попытка заменить отдельные случайные правила общими, чтобы тем самым обеспечить согласованность в выполнении поставленных задач, в том числе по возможности за счет небольших расходов по координации.
Еще по теме:
Нормативно-правовое регулирование депозитных операций
Депозитные операции: понятие, субъекты и объекты депозитных операций, виды депозитов. Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:- Гражданский кодекс РФ: ст. 834 – 844 (глава 44), ст. 845 – 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;- Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятель ...
Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций
Большинство коммерческих банков промышленно развитых стран в комплексе услуг доверительного характера предлагает и ряд других, сопутствующих, услуг, наиболее весомой из которых является кредитование клиентов в целях проведения тех или иных инвестиционных операций в случае нехватки средств на клиент ...
Перспективы банка в управлении кредитными рисками
ОАО "АКИБАНК" рассматривает перспективу внедрения автоматизированной системы оценки кредитных рисков физических лиц на базе аналитического комплекса KXEN. В ее основе лежит сегментирование рынка на четкие группы клиентов и моделирование поведения каждой из групп потребителей. При этом сам ...