В процессе анализа выявляется эффективность распределения полномочий, системы заместительства, действующей процедуры принятия решений. Анализ сильных и слабых сторон банка позволяет также оценить, насколько оптимален размер банка, в какой мере его правовая форма содействует успеху деятельности банка, достаточна ли его сеть (филиалов, представительств, работающих клиентских залов, банкоматов и т.п.).
Анализ сильных и слабых сторон, в международной практике получивший название SWOT-анализ, сочетается с определением шансов и рисков банка, что предполагает анализ внешней среды. На основе оценок важно определить, где банка есть благоприятные зоны предпринимательской деятельности, в каких регионах, по каким группам клиентов он способен использовать свои шансы на денежном, кредитном и финансовом рынках; в каких областях, благодаря своим сторонам, он способен противостоять рискам, где эти риски в долгосрочной перспективе могут ослабнуть. Напротив, с учетом своих слабых сторон банк может четко представлять картину тех зон предпринимательской деятельности. где стратегия часто изменяется, где происходит сокращение прибыли, часто требуются дополнительные ресурсы, в бизнес внедряются все новые коммерческие структуры (банковские и небанковские институты, страховые компании). В соответствии с существующими шансами банку важно обозначить наиболее уязвимые зоны деятельности (с повышенным риском), определить, где есть опасность, которой он не в силах противостоять, какая отрасль деятельности требует сокращения.
Содержание изменения организационной структуры. Реорганизация управления должна базироваться на достаточно осмысленной и всеобъемлющей стратегии банка. Противопоставление менеджмента и стратегии здесь неуместно; успех приходит только в сочетании того и другого. Не случайно качеству банк менеджмента, его организационных структур соответствует качество стратегии; а в науке и на практике утвердилось вполне логичное словосочетание - стратегический менеджмент, совмещающий в себе управление на базе долгосрочного осмысления направлений развития кредитной организации. Под стратегическим банк - менеджментом понимается принципиально осмысленная линия поведения банка, действия его исполнительных органов и органов управления, основанные на долгосрочной стратегии.
Осмысление линии поведения банка (философия деятельности) обычно затрагивает его отношение к рынку продуктов, доле банка в соответствующем сегменте этого рынка, географии деятельности, клиентам и партнерам по бизнесу, важнейшим общественным задачам. Философия деятельности банка определяет его позицию к факторам достижения прибыли, производительности, экономичности и рентабельности
Стратегия банка и банковский менеджмент по воплощению этой стратегии - это долгосрочная программа действий на рынке, самостоятельная и весьма творческая работа, разработка и реализация идеи, которые в перспективе определяют цели и направления развития. Работа банковских подразделений при этом может принести успех только в том случае, если сформулированная стратегическая линия поведения банка содержит одновременно и цели, и мероприятия по их достижению, если определены четкие намерения высшего руководства кредитной организации.
Без формулировки стратегии банка (определения философии деятельности) построение структуры органов управления банком, организация в нем труда сотрудников представляются крайне затруднительными. Без решения общих вопросов исполнители повседневно будут сталкиваться с решением частных проблем. На практике это может приводить к каждодневной перестройке аппарата правления, отвлекать руководство банка и его сотрудников от выполнения ими своих основных профессиональных обязанностей.
Предполагаемая реорганизация банка или составление стратегии его развития разрабатывается на базе глубокого и всестороннего анализа сильных и слабых сторон банка. Подобный анализ обращен к основным объектам деятельности планированию, управленческому контролю, учету, контроллингу, маркетингу, управлению персоналом.
В процессе анализа выявляется эффективность распределения полномочий, системы заместительства, действующей процедуры принятия решений. Анализ сильных и слабых сторон банка позволяет также оценить, насколько оптимален размер банка, в какой мере его правовая форма содействует успеху деятельности банка, достаточна ли его сеть (филиалов, представительств, работающих клиентских залов, банкоматов и т.п.).
Анализ сильных и слабых сторон, в международной практике получивший название SWOT-анализ, сочетается с определением шансов и рисков банка, что предполагает анализ внешней среды. На основе оценок важно определить, где банка есть благоприятные зоны предпринимательской деятельности, в каких регионах, по каким группам клиентов он способен использовать свои шансы на денежном, кредитном и финансовом рынках; в каких областях, благодаря своим сторонам, он способен противостоять рискам, где эти риски в долгосрочной перспективе могут ослабнуть. Напротив, с учетом своих слабых сторон банк может четко представлять картину тех зон предпринимательской деятельности. где стратегия часто изменяется, где происходит сокращение прибыли, часто требуются дополнительные ресурсы, в бизнес внедряются все новые коммерческие структуры (банковские и небанковские институты, страховые компании). В соответствии с существующими шансами банку важно обозначить наиболее уязвимые зоны деятельности (с повышенным риском), определить, где есть опасность, которой он не в силах противостоять, какая отрасль деятельности требует сокращения.
В процессе анализа рассматривается и состояние портфеля по различным банковским продуктам. По каждому из них определяется объем оборота, а также их привлекательность с позиции соотношения между ожидаемой выручкой и переменными издержками на их производство. Мелкой привлекательностью считается такая характеристика, при которой разница между выручкой и издержками составляет менее 20%. При средней и высокой привлекательности эта разница соответственно составляет 20—40% и более 40%. В целом при анализе сильных и слабых сторон банку рекомендуется определить:
перечень своих продуктов и у слуг;
географию своей деятельности по продажи своего продукта на рынке;
цели в получении и распределении прибыли;
принципы достижения плановых целей;
позицию во взаимоотношениях с государством и государственными структурами;
основные направления деятельности и способы обеспечения рентабельности.
позицию по отношению к общественным целям и задачам;
основы кадровой политики;
способы определения сотрудничества в банке в достижении целей.
Еще по теме:
Механизмы введения биржевого торга
Для того чтобы брокер выполнил задание клиента, последний должен предоставить ему заявку на выполнение определенных биржевых операций в процессе торгов. Заявку на продажу (покупку) может оформить клиент (юридическое или физическое лицо), заключивший с брокером договор на оказание брокерских услуг. ...
Сумма ущерба
В том случае, если вероятность риска низка, а потери велики, банку следует перевести риск, например, застраховать от пожара, сбоев в компьютерных программах, сетевых отключений. Если вероятность низка и сумма ущерба незначительна, следует принять риск. При высоком уровне вероятности наступления соб ...
Анализ показателей рентабельности Калининградского филиала ОАО «Банк ВТБ»
Рентабельность коммерческого банка является основным стоимостным показателем эффективности деятельности. Уровень рентабельности банка характеризуется коэффициентом рентабельности. Самыми значимыми показателями рентабельности являются показатели рентабельности активов, собственного капитала, уставно ...