Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты (ВЭ), нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.
Внешними эффектами называются непреднамеренные последствия от действий одного экономического агента на другого, когда последствия носят некомпенсируемый характер (например, банкротство одного из участников торгов). ВЭ могут иметь как положительное влияние (например, большая торговая активность в течение дня обычно облегчает совершение сделки), так и отрицательное (слабая финансовая устойчивость отдельных участников рынка подрывает доверие ко всему рынку). Особенность ВЭ заключается в том, что контроль за их распространением очень дорог и его сложно производить. [17]
Внешние эффекты появляются тогда, когда полезность (ожидаемый результат действий) экономического агента зависит не только от его собственного выбора (действий), но и от независимых действий, предпринимаемых другими экономическими агентами. Характерно и то, что ВЭ происходят вне действия рыночного механизма и в своем первоначальном виде не имеют рыночной стоимости. В случае положительных ВЭ участники рынка недоплачивают за результат, в случае отрицательных переплачивают. Классическим примером ВЭ является ликвидность. В простейшем случае она зависит от количества участников рынка. Количество участников снижает издержки на поиск контрагента. Поэтому снижение затрат на поиск при увеличении числа участников достается всем бесплатно. [17]
Разделим ВЭ по причинам, их вызывающим.
1.ВЭ, вызванные действиями регулятора рынка. Это могут быть нормативные требования к участникам торгов, ограничения на совмещение деятельности, ограничения на доступ на рынок и т.д. Или, например, установка организатором торговли резервной компьютерной системы проведения торгов повышает их надежность. Некоторые действия, наоборот, могут отталкивать участников, например, увеличение маржевого покрытия; хотя такая мера и способствует снижению риска, но создает дополнительные затраты. К этой же категории ВЭ относятся и другие действия организатора меры по снижению рисков расчетов, гарантии исполнения сделок, обеспечение информационной прозрачности рынка, меры, связанные с работой торгового механизма: полнота раскрытия информационного содержания цен, скорость отражения информации в ценах, справедливость ценообразования и возможности манипулирования.
2.ВЭ, связанные с присутствием на рынке других участников и их операциями (выбор контрагента в неблагоприятных условиях, моральный ущерб, сетевые ВЭ, манипулирование).
Влияние действий регуляторов рынка изменение требований к капиталу, лицензированию, ограничений на движение цен и т.д.
На рынке могут одновременно сосуществовать сразу несколько ВЭ как положительных, так и отрицательных. Раздельное выделение каждого бывает затруднительным. Например, ВЭ, связанные с торговым механизмом, могут быть также связанными с ВЭ от действий других участников рынка. [17]
Возможные ВЭ и их влияние на результаты торгов отражены в таблице.
Таблица 1
Некоторые внешние эффекты торговых площадок
Внешний эффект |
Комментарий |
Влияние на индивидуальную мотивацию участников рынка |
Ожидаемое влияние на ценообразование |
Увеличение числа участников рынка |
Снижаются затраты на поиск контрагента, увеличивается глубина и ширина рынка |
В случае если все участники однородны и финансово устойчивы, то эффект положительный. Если вновь приходящие участники рынка финансово неустойчивы, то это создает проблемы для всех и увеличивает риски |
В предположении, что с ростом числа участников увеличивается торговая активность, спрэд должен снижаться за счет увеличения конкуренции. В противном случае растет спрэд и падает торговая активность |
Удобство заключения сделок по априорно установленным правилам |
Снижаются затраты на оформление контрактов |
Увеличение полноты контрактов укрепляет доверие между участниками рынка. Положительный эффект |
Спрэд должен снижаться, однако наблюдать этот эффект в чистом виде затруднительно |
Доверие к действиям других участников рынка |
Снижаются информационные проблемы заключения сделок |
Доверие между участниками создает положительный ВЭ. Уверенность, что заключенная сделка будет в точности исполнена, создает основу для долговременного существования рынка |
Снижение спрэда |
Манипулирование ценами |
Цены теряют свою информативность |
Манипулирование подрывает доверие к ценам и распространяется по рынку как способ торговли |
Спрэд должен возрастать |
Мошенничество одного из участников торгов |
Потеря репутации участника рынка |
Отрицательный эффект, поскольку создается недоверие на рынке |
Спрэд должен возрастать.Объемы торгов будут падать |
Рост числа финансово слабых участников торгов |
Увеличение кредитного риска контрагента |
Ярко выраженный отрицательный внешний эффект. Ведет к фрагментации торговли между группами участников рынка |
Падает объем торгов, размер спрэда растет |
Еще по теме:
Проблемы страхования
Сельскохозяйственное страхование является высоко рисковым видом страхования, поскольку напрямую зависит от погодно-климатических условий. Прямая зависимость от климатических условий – характерная особенность сельскохозяйственного производства. Каждый год сельское хозяйство терпит убытки в результат ...
История развития медицинского
страхования в России
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. [1] 1 этап. С марта 1861 по июнь1903 года В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных ...
Качественные преимущества и недостатки лизинга
Лизинг как особая форма хозяйствования осуществляет комплексное влияние на основные составляющие элементы производственного процесса: на средства труда и на живой труд человека, на степень использования техники и рабочей силы. На поверхности хозяйственной жизни эффект лизинга состоит из объективног ...