Американские банки используют четыре группы основных финансовых показателей:
- показатели ликвидности фирмы;
- показатели оборачиваемости капитала;
- показатели привлечения средств;
- показатели прибыльности.
Оценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока:
- оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
- оценку кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;
- использование данных картотеки Банка Франции для оценки кредитоспособности.
При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:
- характером деятельности предприятия и длительностью его функционирования;
- факторами производства.
Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей.
Методика коммерческих банков Франции представляет собой систему оценок, основанную на нескольких коэффициентах, которые в дальнейшем оцениваются в баллах. Сумма полученных баллов определяет рейтинг заемщика.
Картотека Банка Франции делится на 4 раздела. В первом разделе предприятия делятся на 10 групп в зависимости от размера актива баланса, во втором разделе – на 7 групп в зависимости от кредитной котировки, величина которой обозначает выраженное к предприятию доверие. В третьем разделе предприятия делятся на 3 группы по платежеспособности. Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены, и предприятия, векселя и ценные бумаги которых не могут быть переучтены в Банке Франции. [16]
Далее рассмотрим методику оценки кредитоспособности предприятий, используемую российскими банками.
В основе большинства подходов к оценке кредитоспособности находится анализ финансового положения предприятия по бухгалтерскому балансу. Данные баланса, коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности и другие, рассчитанные на основе баланса, показатели являются моментными данными и характеризуют положение заемщика на дату составления отчетности. Для прогноза этих показателей на перспективу используются данные балансов за ряд предшествующих лет.
К числу таких методик относится рейтинговая методика оценки кредитоспособности, разработанная Б. И. Майданчиком, В. В. Дроздовой, В. П. Ивановой, Е. А. Игнатовой и Л. Я. Прокофьевой.
Основные положения методики сводятся к следующему:
1) сбор и аналитическая обработка информации за анализируемый период времени. Для оценки финансового состояния необходимо располагать информацией о реальней величине активов и источников средств, отраженных в балансе.
В результате перегруппировки отдельных статей баланса составляется аналитический баланс, в котором статьи актива расположены по степени нарастания ликвидности, т.е. быстроты их превращения в денежную форму, а статьи пассива – в порядке уменьшения их закрепления на предприятии.
Схема аналитического баланса приведена в таблице 1.2
Таблица 1.2 – Схема аналитического баланса
Актив |
Пассив |
Долгосрочные вложения: - основные средства по остаточной стоимости; - нематериальные активы по остаточной стоим.; - капитальные вложения, включая оборудование; - долгосрочные финансовые вложения; - другие долгосрочные инвестиции. |
Собственные источники средств: - уставный фонд; - финансирование капитальных вложений; - специальные фонды и целевое финанс.; - амортизационный фонд; - другие собственные источники. |
Итого по группе I |
Итого по группе I |
Оборотные активы: - запасы и затраты; - дебиторская задолженность. |
Заемные источники средств: - ссуды; - кредиторская задолженность. |
Итого по группе II |
Итого по группе II |
Баланс |
Баланс |
Предполагается, что такая форма баланса более удобна для расчета относительных показателей, используемых при рейтинговой оценке финансового состояния предприятия.
Еще по теме:
Правовая основа лизинговых операций в Республике Казахстан
Согласно ст. 30 Закона «О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан» лизинговые операции не являются банковскими операциями, но банки вправе осуществлять их при наличии лицензии на осуществление лизинговой деятельности. Лицензирование лизинговой деятельности банков и организаций в кач ...
Институциональные и информационные внешние эффекты
и механизмы торговли
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты (ВЭ), нарушающие условия работы модельных условий ценообразования. Внешними эффектами называются непреднамеренные послед ...
Ипотечное страхование
Согласно ст. 29 Закона об ипотеке залогодатель имеет право пользования имуществом, заложенным по договору об ипотеке, т.е. принадлежащей вам квартирой, в соответствии с его назначением. Иными словами, для проживания как самого залогодателя, так и членов его семьи. Условия договора об ипотеке, огран ...