Котирование является одной их важнейших (если не сказать - важнейшей) функцией любой биржи. Не зря же биржу еще называют маяком в океане цен. Представьте себе такую картину. В темном бушующем океане рыночных отношений борются с волнами корабли инвесторов и предпринимателей. Как выбрать верный курс к прибыли, как не наскочить на коварные рифы убытков, как выстоять под порывами ураганного ветра меняющейся конъюнктуры? И вот, во тьме, вдруг вспыхивает луч мощного прожектора маяка, и все вздохнули с облегчением. По крайней мере, корабли получили так необходимые им координаты (то бишь, ценовые ориентиры) дальнейшего движения. Теперь есть информация к размышлению. На то есть капитаны и штурманы, которые используют полученную информацию должным образом. А теперь представьте вместо мощного, разрезающего ночную тьму прожектора, ну, например, коптящую керосиновую лампу, которая, к тому же, время от времени гаснет. Поможет она нашим кораблям? Даст ли им надежные ценовые ориентиры? И не окажутся ли эти ориентиры ложными, как мираж в пустыне, не направят ли они наши корабли на рифы?
Мы не случайно прибегли к приведенной выше метафоре. Потому, что именно в наличии механизма рыночного ценообразования и заключается макроэкономическая функция биржи. Именно поэтому главной задачей любой биржи является создание такого механизма ценообразования, который не вызывал бы не малейшего сомнения в своей истинности. Почему опять приходится заострять на этом внимание? Судите сами. Вы смотрите вечерние новости по телевизору или открываете свежие утренние газеты. Интересует ли вас кто, у кого, в каком количестве, на каких условиях купил (или продал) те или иные товары или ценные бумаги на бирже? Ответ очевиден. Вас интересует только то, какая сложилась цена на те или иные активы. Именно эта цена во многом может определить принятие той или иной стратегии поведения вашего бизнеса.
Итак, ценообразование или, выражаясь биржевым языком, котирование, является главной задачей любой биржи. В переводе с немецкого слово "котирование" буквально означает "нумерование, ранжирование, выстраивание в ряд". То есть, для того, чтобы определить итоговую результирующую цену (котировку), которая должна стать ценовым ориентиром, необходим ряд цен, полученных в результате совершения сделок с котируемым активом. Это означает, что сделки с данным активом должны заключаться регулярно в течение времени торгов, каждый день. В свою очередь, регулярность совершения сделок достигается путем концентрации спроса и предложения на бирже. Именно заключение большого количества сделок (по одному и тому же активу) исключает влияние нерыночных факторов на котировку, делает ее максимально приближенной к реальной рыночной ситуации.
Котирование зависит от концентрации спроса и предложения, то есть от количества (а также от объема) заключенных сделок в единицу времени. Поэтому при котировании на биржах за единицу времени берут тот период времени, когда концентрация сделок максимальная. В биржевой практике, увеличение концентрации сделок, как правило, происходит перед закрытием торгов (например, за 30 минут, за 1 час и так далее). Если в течение торговой сессии концентрация сделок примерно одинакова, то для котирования принимают весь период времени торгов.
Говоря о концентрации спроса и предложения на бирже, нельзя не сказать еще об одной стороне работы биржи, без которой не удастся добиться регулярности заключения сделок. Речь идет о ликвидности - фундаментальном понятии любого рынка. Если биржа не будет предпринимать никаких мер по поддержанию или увеличению ликвидности котируемых активов, то количество заключаемых сделок может упасть ниже критической отметки, за которой само котирование становится невозможным. При этом попытки выдать за котировки случайным образом полученные цены приведут лишь к выдаче ложных ценовых ориентиров, введению в заблуждение участников рынка и, как следствие, потере их доверия к самой бирже, к ее способности обеспечивать рыночное ценообразование. Если опять вернуться к нашей метафоре, такая "биржа" превращается из маяка в керосиновую лампу.
Еще по теме:
Деятельность дополнительного офиса Мурманскогофилиала ОАО «Россельхозбанк»
Дополнительный офис 33\02 Мурманского филиала ОАО «Россельхозбанк» был открыт в 2002 году. Адрес: г. Кола, пр. Советский ,13. Дополнительный офис 33/02 (далее Дополнительный офис, ДО) является самостоятельным структурным подразделением Мурманского филиала ОАО «Россельхозбанк», осуществляет свою дея ...
Анализ программ ипотечного кредитования ведущихроссийских банков 2007–2012 г
Намереваясь привлечь клиентов, банки внедряли и новые для них ипотечные продукты либо возвращали «хорошо забытые» кредиты, которые были разработаны до кризиса 2008 года. Например, в Банке Москвы запустили программу кредитования строительства дома на приобретенном ранее земельном участке. «Кредит мо ...
Основные направления кредитования в
транскредитбанке
Решение проблем недостаточности уровня капитализации и преобладания "коротких" и неустойчивых пассивов во многом зависит от законодательной и исполнительной власти. Введение в Гражданский кодекс РФ положения, которое бы предусматривало невозможность досрочного изъятия срочного банковского ...