2) в методике сформированы четыре основные укрупненные группы: показатели платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности деятельности, экономического потенциала предприятия, которые были ранжированы в зависимости от значимости каждой из них в оценке финансового состояния с позиций двух видев пользователей: банка, предоставляющего ссуду на определенный срок, и инвестора, желающего вложить свои средства или приобрести акции другого предприятия.
Для коммерческого банка наибольшее значение имеют показатели, характеризующие платежеспособность и финансовую устойчивость клиента. По результатам ранжирования определены весовые значения этих групп.
Какие коэффициенты входят в каждую группу, представлено в приложении 1.
3) выбор и экономическое обоснование критериев оценки устойчивости финансового состояния и определение границ их изменения представляют собой, наряду с отбором показателей, наиболее ответственную часть методики.
Для этого по каждому показателю, включенному в соответствующую классификационную группу, определялись либо верхние и низшие критериальные границы уровня анализируемых показателей, либо их оптимальные значения, а по некоторым показателям (например, по показателям эффективности) в качестве критерия принималась тенденция изменения.
В зависимости от отклонения достигнутого уровня показателя от выбранного критерия устанавливалась балльная оценка. По каждой укрупненной группе определяется свой «внутренний» рейтинг по формуле:
где
– средний балл по укрупненной группе показателей;
bi – бальная оценка i-го показателя;
d – вес i-го показателя в данной группе.
4) итоговая рейтинговая оценка финансового состояния предприятия является завершающей стадией аналитической диагностики. Синтезированный рейтинг определяется по формуле, приведенной выше, где В - внутренний рейтинг группы, а d –вес соответствующей укрупненной группы показателей.
Согласно [17], зависимости от количества набранных баллов
- высший – предприятия с абсолютно устойчивым финансовым состоянием, что подтверждается высоким рейтингом как в целом, так и по укрупненным группам показателей;
- первый – предприятия, финансовое состояние которых, в общем устойчиво, но имеются незначительные отклонения от нормы по отдельным показателям;
- второй – предприятия, имеющие признаки финансовой напряженности, для преодоления которой у предприятия есть потенциальные возможности;
- третий – предприятия повышенного риска, способные преодолеть напряженность своего финансового состояния за счет изменения формы собственности, диверсификации, обновления продукции, осуществления реконструкции, использования новых технологий и другие;
- четвертый – предприятия с неудовлетворительным финансовым положением и отсутствием перспектив его стабилизации.
Рассмотрим другую методику, рейтинговой оценки кредитоспособности, разработанную О. И. Лаврушиным, Н. А. Московской, З. Г. Ширинской, Н. И. Валенцовой и другими учеными Государственной Финансовой Академий.
Для оценки кредитоспособности предприятий предлагается использовать три показателя, рассчитываемых на основе финансовой отчетности за год:
- коэффициент ликвидности (КЛ);
- коэффициент покрытия (КП);
- показатель обеспеченности собственными средствами (ПС).
Оценка показателей производится на основе средних сальдовых данных баланса.
Коэффициент ликвидности оценивает способность предприятия оперативно высвободить денежные средства и погасить долги:
где ЛС – ликвидные средства;
КДО – краткосрочные долговые обязательства.
Коэффициент покрытия используется для оценки предела кредитования:
где ЛС – ликвидные средства 1 и 2 классов,
ОЗМЦ – остаток запасов всех материальных ценностей по балансу.
Если КП<1, следует прекратить выдачу суд, если не будут предоставлены соответствующие гарантии.
где ФНОС – фактическое наличие собственных оборотных средств по балансу,
ОРОС – общий размер оборотных средств в запасах, затратах, расчетах и в денежной форме.
Чем больше размер собственных средств, тем выше способность заемщика рассчитаться по своим обязательствам.
Еще по теме:
Организация рынка пластиковых карт и его участники
Рынок, как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий и с экономической точки зрения представляет собой механизм взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулиру ...
Проблемы ипотечного кредитования в России
Развитие того или иного сегмента рынка в большей степени зависит от внешних факторов (таких, как благосостояние населения, стабильность в стране, политическая и экономическая ситуация). Рынок недвижимости, безусловно, имеет зависимость от тех же условий, но он более стабилен, эластичен по цене. К с ...
Анализ программ ипотечного кредитования ведущихроссийских банков 2007–2012 г
Намереваясь привлечь клиентов, банки внедряли и новые для них ипотечные продукты либо возвращали «хорошо забытые» кредиты, которые были разработаны до кризиса 2008 года. Например, в Банке Москвы запустили программу кредитования строительства дома на приобретенном ранее земельном участке. «Кредит мо ...