Рис. 5. Структура рынка страховых услуг в перспективе
Будет сокращаться доля государства в капитале страховщиков, снизится участие государства в компаниях смешанной российской собственности
В настоящее время для страховых компаний основными рисками остаются:
- отсутствие законодательно закрепленного механизма государственного регулирования агропромышленного страхования (в результате высокая доля «схемного» страхования через региональные компании);
- недостаточная информационная поддержка;
- высокий уровень зависимости агропромышленного страхования от государственных решений;
- непосредственная зависимость развития рынка агропромышленного страхования от Федерального и региональных бюджетов (объем финансирования).
Ряд специалистов считают, что большего эффекта в поддержке и защите сельскохозяйственного производства, страховая система достигнет, если государство будет субсидировать не страховые взносы, а ущерб. Хотя в таком решении вопроса и заключено некоторое противоречие (страховщик получил сполна страховые взносы – он и должен полностью возмещать ущерб), однако, ущерб от погодных рисков может носить катастрофический характер и тогда страховщик просто не способен его возместить. Другая проблема: хозяйство понесло ущерб в тот период, когда еще можно спасти часть урожая, например, пересевом, но затяжной процесс выплаты возмещения не позволяет сделать это вовремя и снизить сумму ущерба.
Для совершенствования страхования в сельском хозяйстве, на наш взгляд, необходимо реформировать систему государственной поддержки: государство должно субсидировать ущерб, а не страховые взносы, тем самым защищать имущественные интересы страхователей, т. е. сельхозпроизводителей.
Необходимо законодательно определить, что считать в сельском хозяйстве страховым случаем и утвердить предельные сроки выплаты возмещения после наступления страхового случая.
В настоящее время существует практика страхования урожая однолетних культур с государственной поддержкой, при которой страхование производится по единому страховому тарифу на культуру по всему региону. Внутри территории этого региона могут быть различные природно-климатические зоны, с разной вероятностью риска и нужна градация тарифа. Привлекать актуария для расчета страхового тарифа для мелких и средних хозяйств дорого и сам процесс расчета достаточно трудоемкий и требует обширную достоверную информационную базу. В некоторых странах в агростраховании применяют несколько уровней тарифов, и сельхозпроизводитель может участвовать в покрытии риска на 10%, 20% и 30%. Таким образом, с одной стороны, появляется возможность уменьшить сумму страхового взноса (хотя при этом снижается ответственность страховщика), а с другой – решается вопрос определения страховой суммы при представлении субсидий. В Томской области создан «Атлас рисков», в котором дана оценка вероятности.
Источников покрытия ущерба может быть несколько: страховая компания, бюджет субъекта и федеральный бюджет. Не исключено и применение франшизы, когда по мелким ущербам ответственность несет сам производитель. Предлагается разделить схемы страхования при катастрофических рисках и при недоборе урожая.
Несмотря на то, видов страхования для сельского хозяйства в последнее время становится больше, актуальной остается проблема их взаимного сочетания. Учитывая, что ресурсы любого сельскохозяйственного предприятия ограничены, необходимо разработать комплексную программу страхования, охватив большее число рисков, позволяющую сэкономить время и деньги страхователя, снижающую риск убытка для страховщика. Такой программой может стать страхование по двум вариантам:
- страховая компания может разработать максимально широкий спектр страхового продукта, учитывающий практически все основные риски сельскохозяйственного предприятия, и в процессе согласования объема покрытия, основываясь на его пожеланиях, выбрасывать из него то, что кажется лишним;
Еще по теме:
Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций
Большинство коммерческих банков промышленно развитых стран в комплексе услуг доверительного характера предлагает и ряд других, сопутствующих, услуг, наиболее весомой из которых является кредитование клиентов в целях проведения тех или иных инвестиционных операций в случае нехватки средств на клиент ...
Нормативно-правовое регулирование депозитных операций
Депозитные операции: понятие, субъекты и объекты депозитных операций, виды депозитов. Основные нормативные акты, регулирующие депозитные операции:- Гражданский кодекс РФ: ст. 834 – 844 (глава 44), ст. 845 – 860 (глава 45), ст. 395, 809, 818 ч. 2;- Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятель ...
Особенности кредитной системы России
Особенности кредитной системы России в настоящее время заключаются в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткости законодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных в банков ...