В последние пятнадцать – двадцать лет мы являемся свидетелями того, как полтора десятка государств Центральной, Восточной и Юго-восточной Европы впустили иностранных инвесторов в банковские системы своих стран. А ведь еще недавно национальная банковская система прочно ассоциировалась с понятием национального суверенитета и считалась непременным условием успешного развития экономики. Но в современных рыночных условиях правительства этих стран не только не препятствуют экспансии иностранных банков, но наоборот, приложили усилия по привлечению иностранных стратегических инвесторов.
Актуальность
данной работы определяется повышенным интересом иностранных инвесторов к российской банковской системе, что обусловлено её стремительным ростом, относительной стабильностью и недостаточной насыщенностью российского рынка финансовыми услугами. Использования Россией опыта стран с переходной экономикой по снятию ограничений на инвестиционную деятельность иностранных банков приносит не однозначные результаты. Это вызывает в Российском обществе активные дискуссии по обоснованности такой политики.
Целью
данной работы является анализ теории, практики и особенностей либерализации притока прямых иностранных инвестиций в банковскую систему Россию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи
:
1. Определить теоретические основы прямого иностранного инвестирования в банковскую систему любой страны.
2. Изучить опыт стран с переходной экономикой по привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор, выявить общие тенденции и специфические особенности стран.
3. Провести анализ масштабов, структуры и динамики иностранных инвестиций в банковский сектор России, оценить уровень конкурентоспособности отечественных банков.
4. Исследовать основные стратегии прямых инвестиций иностранных банков в России: создание новых банков и трансграничные слияния и поглощения.
В Российской Федерации все финансовые отношения между резидентами и не резидентами, желающими участвовать в инвестировании, предусмотрены федеральным законом. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами. Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации[1].
Существует квота участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации
. Существует Закон «О Центральном банке» и Закон «О банках и банковской деятельности» которые предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, но сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, в котором, в частности говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги.[2] Тем не менее, Правительство Российской Федерации и Банк России рассматривают инвестиционную деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, как необходимый фактор для дальнейшего прогрессивного развития рынка банковских услуг.
Рассмотрим возможные формы вхождения иностранного капитала на финансовый рынок страны:
Иностранный инвестор может создать юридическое лицо, как путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с российским партнером), так и приобрести доли (акции) в уже действующей российской фирме.
Филиал иностранного юридического лица
(далее – филиал) – это его обособленное подразделение, расположенное вне места его нахождения (п. 2 ст. 55 ГК РФ). Решение о необходимости создания и ликвидации филиала принимает головная организация. На территории России филиал создают для той же деятельности, которой за ее пределами занимается головная организация (ст. 21 Закона № 160-ФЗ). Филиал может осуществлять все функции головной компании или их часть, в том числе функции представительства. Руководитель филиала действует на основании доверенности. А сам филиал на основании утвержденного положения. В положение включают данные о самом филиале и его головной организации, о ее наименовании, местонахождении, об организационно-правовой форме. Обязательно указывают цели создания и виды деятельности, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления им и другие сведения, отражающие особенности его деятельности (п. 2 и 3 ст. 22 Закона № 160-ФЗ).
В России общество признается дочерним
, если другая (основная) компания в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо другим образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом (то есть в случае, когда основной компании принадлежит большинство голосов для принятия решения в дочерней компании).
Зависимое общество
отличается от дочернего тем, что находится под более слабым контролем материнской фирмы, поскольку последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев). В России общество признается зависимым, если другая (преобладающая) компания имеет более 20% голосующих акций компании.
По прогнозу, составленному Банком России, к концу 2008 года иностранные инвесторы увеличат свою долю в уставном капитале российских банков до 30%, несмотря на некоторые трудности на фондовом рынке и связанный с этим отток капитала. По данным Банка России, на конец первого полугодия 2008 года этот показатель составлял порядка 26%
Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 года в Российской Федерации было зарегистрировано 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 - 127, в сентябре 2004 - 129, в сентябре 2005 - 131, в сентябре 2006 - 148, в сентябре 2007 - 190, в сентябре 2008 - 221
.
Поскольку филиалы создавать нельзя, выход на российский банковский рынок может быть осуществлен путём создания кредитных организаций с иностранным участием или вхождения в уставный капитал существующих кредитных организаций.
Для создания кредитных организаций с иностранными инвестициями, Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.
Еще по теме:
Зарубежный опыт функционирования рынка пластиковых карт
В условиях ускоренного развития рынка пластиковых карт в России, необходимо использовать опыт развитых стран для устранения возможных негативных тенденций данного сегмента финансового рынка. Крупнейшие международные финансовые ассоциации, такие, как VISA, American Express, Master Card, Europay, Din ...
Анализ состояния основных индикаторов рынка акций
Основными индикаторами рынка акций являются: индекс KASE, объем торгов и капитализация рынка акций. Начнем с индекса KASE. Данный индекс представляет собой отношение рыночных цен акций, входящих в представительский список индекса на дату его составления, к ценам акций этого списка на определенную д ...
Виды денежно- кредитной политики
Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой ЦБ. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что ЦБ должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно оп ...