Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
В этой связи не случайно, что обеспечение законности и правопорядка, защита прав и законных интересов вкладчиков, предупреждение фиктивных, преднамеренных банкротств кредитных организаций, а также пресечение легализации доходов, полученных противоправным путем, является главным направлением в механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Несмотря на то, что механизм контрольно-надзорной деятельности в банковской системе исследовался учеными-юристами многих поколений, говорить о том, что в достаточной степени изучены все аспекты данного феномена пока нельзя. В этой связи исследование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации представляется весьма актуальным и своевременным.
Объектом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ.
Предметом – правовые нормы, которые определяют механизм реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
В связи с изложенным, основной целью работы является исследование теоретико-правовых основ банковского надзора и контроля со стороны Центрального банка РФ (ЦБ РФ), и выявление путей по совершенствованию механизма реализации контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Достижение указанных целей обусловлено постановкой и решением следующих задач:
-проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую осуществление Банком России надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций;
— определить понятие и сущность контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации;
— раскрыть формы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации;
-определить виды надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью кредитных организаций;
-охарактеризовать механизм контрольно-надзорной деятельности Банка России;
-указать пути по совершенствованию правового регулирования надзора, осуществляемого Банком России за деятельностью кредитных организаций;
- выявить пути повышения эффективности банковского надзора со стороны Банка России).
Работа основана на анализе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов и методических рекомендаций Банка России.
Теоретическую основу работы контрольно-надзорной деятельности в банковской системе составили труды Братко А.Г., Гейвандовп Я.А., Жарковская Е.П., Костерина Т.Н., Максимов М.В., Неретина М.С., Трохова М.Е.
Специальное внимание уделено публикациям в периодической печати позиций Арсланбековой А.З. Симановского А.Ю., Голиковой Ю.С., Котлярова М.А., Неретина М.С.
Информационную базу исследованию составили статистические и аналитические материалы Банка России, касающиеся его контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в том, что обобщены теоретические наработки по исследуемой проблематике, уточнен понятийный аппарат, используемый в административно-правовом механизме осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации, также были определены пути по совершенствованию административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации.
Еще по теме:
Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный риск
К одному из основных нормативно-правовых документов, регулирующему кредитный риск, следует отнести Письмо ЦБ РФ от 23.06.04 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках» [8]. В данном документе Центральный Банк Российской Федерации впервые идентифицировал риски банковской деятельности, выделив кредитный ...
Необходимость создания ОМС
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной сто ...
Финансовые основы
медицинского страхования
1. Добровольное медицинское страхование. Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию страховщики формируют страховые резервы. Правила создания резервов по страхованию иному, чем страхование жизни[6] утверждены Приказом Минфина РФ от 11.06.2002 N 51н[7] (далее - Правила). В пункте 3 Прави ...