Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается, прежде всего, в целях предупреждения несанкционированного (или подчас незаконного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.
Такое разделение в организационной структуре банка именуется "китайской стеной" Оно необходимо, прежде всего, для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется "действие, ориентированное на лучший результат". Принципы организации работы трастового подразделения банка совершенствуются и по сей день. В настоящее время в западной практике проведения трастовых операций существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим наиболее типичные из них.
Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.
Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже не будет иметь тех маркетинговых преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения боль шей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.
Другим направлением в организации трастового бизнеса является создание трастового отдела внутри банка без образования отдельного юридического лица. Такой подход альтернативен варианту, описанному выше, и характерен для банков, чья стратегия заключается в персональном подходе к клиенту, то есть обслуживание клиента одним и тем же сотрудником банка как по обычным операциям (работа с текущим счетом, расчеты), так и по операциям доверительного управления имуществом клиента. К положительным чертам этого подхода относятся: возможность предложения клиенту более широкого спектра услуг, лучшее продвижение трастовых услуг на различные рынки, уменьшение стоимости обслуживания. Отрицательными моментами здесь являются: отсутствие административного разделения традиционных банковских услуг и трастовых услуг, а также потеря самостоятельности по сравнению с тем, если бы трастовое подразделение было отдельной организационной единицей.
Стандартное организационное решение — создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.
Мы рассмотрели наиболее характерные варианты создания подразделения, занимающегося трастовыми операциями. Следует отметить, что выбор банка в использовании того или иного подхода к решению этой проблемы зависит во многом от законодательных ограничений, существующих в конкретной стране, а также от уровня конкуренции и принципов конкурентной борьбы, сложившихся на рынке данного вида услуг.
После принятия решения о создании подразделения, занимающегося трастовыми операциями, перед банком встают вопросы организации наиболее эффективной инфраструктуры для проведения такого рода операций, то есть разделения обязанностей в самом трастовом департаменте, а также взаимодействия данного департамента с другими подразделениями банка.
Еще по теме:
Система управления кредитными рисками
Основными элементами управления кредитным риском являются: анализ финансового состояния заемщиков и контрагентов, обеспечение кредита, установка лимитов на операции, резервирование. Все эти пункты должны быть четко сформулированы в кредитной политике банка. Принципы кредитной политики составляют ос ...
Нормативно-правовая база, регулирующая кредитный риск
К одному из основных нормативно-правовых документов, регулирующему кредитный риск, следует отнести Письмо ЦБ РФ от 23.06.04 г. № 70-Т «О типичных банковских рисках» [8]. В данном документе Центральный Банк Российской Федерации впервые идентифицировал риски банковской деятельности, выделив кредитный ...
Потребность коммерческого банка в
ликвидных средствах
В практике мирового банковского дела пока не найдено всеобъемлющей формулы или набора нормативов, которые бы достаточно точно определяли потребность коммерческих банков в необходимых ликвидных средствах. Руководство банков постоянно уделяет большое внимание вопросам ликвидности, однако до сих пор н ...