Прежде, чем охарактеризовать существующую систему управления в Удмуртском отделении № 8618, необходимо немного остановиться на системе управления всей системой Сберегательного банка РФ, которая закреплена в основном правоустанавливающем документе – Уставе Сбербанка РФ, поскольку во многом она зависит от этого.
Органами управления Сбербанка РФ являются:
· Общее собрание акционеров;
· Наблюдательный совет Банка;
· Коллегиальный исполнительный орган – Правление Банка;
· Единоличный исполнительный орган – Председатель Правления (Президент) Банка.
Как и во всех коммерческих банках, созданных в форме акционерного общества, в Сберегательном банке РФ высшим органом управления является общее собрание акционеров банка. В Уставе Сберегательного банка РФ, соблюдая требования, изложенные в ст.11 Федерального Закона “Об акционерных обществах”, закреплены вопросы, которые относятся к исключительной компетенции высшего органа управления – собрания акционеров. К ним относятся:
- внесение изменений и дополнений в Устав банка или утверждение Устава банка в новой редакции;
- реорганизация банка;
- ликвидация банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
- избрание Наблюдательного совета банка, досрочное прекращение полномочий его членов, утверждение Положения о Наблюдательном совете банка;
- определение предельного размера объявленных акций;
- уменьшение уставного капитала банка путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения банком части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций, а также путем погашения приобретенных или выкупленных банком акций в соответствии с федеральным законом “Об акционерных обществах”;
- избрание членов ревизионной комиссии банка и досрочное прекращение их полномочий, утверждение Положения о Ревизионной комиссии банка;
- утверждение аудитора банка;
- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков банка, распределение его прибылей и убытков;
- порядок ведения общего собрания;
- образование счетной комиссии;
- определение формы сообщения материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати;
- дробление и консолидация акций;
- совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением банком имущества, в случаях, предусмотренных федеральным законом “Об акционерных обществах”;
- определение размера выплачиваемого членам Наблюдательного совета вознаграждения и компенсации расходов;
- решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законом “Об акционерных обществах”.
Общее собрание акционеров правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций банка. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров банка, за исключением отдельных вопросов (согласно Устава), для принятия решения по которым требуется квалифицированное большинство – три четверти голосов акционеров.
Общее руководство деятельностью Сбербанка РФ осуществляет Наблюдательный совет, состоящий из 17 человек. Члены Наблюдательного совета избираются кумулятивным голосованием, при этом членом Наблюдательного совета может быть акционер (группа акционеров в совокупности), являющийся владельцем не менее 2% голосующих акций. Наблюдательный совет возглавляется Председателем, который избирается членами Наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов. На Наблюдательный совет банка в соответствии с Уставом Сбербанка РФ возложено решение многих вопросов, вот некоторые из них:
- определение приоритетных направлений деятельности банка;
- созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров банка в установленном порядке;
- решение вопросов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
- образование коллегиального исполнительного органа – Правления банка и досрочное прекращение полномочий его членов;
- рекомендации по размеру годовых дивидендов по акциям и порядку их выплаты;
- утверждение внутренних документов банка, определяющих порядок деятельности органов управления банка;
- утверждение решений об открытии и закрытии филиалов и представительств банка;
- другие вопросы, предусмотренные федеральным законом “Об акционерных обществах” и Уставом Сбербанка РФ.
Непосредственно руководство текущей деятельностью банка осуществляется Правлением и Председателем Правления (Президентом) банка. Круг их полномочий также четко определен Уставом Сбербанка РФ. Права и обязанности каждого из членов Правления и Председателя Правления определяются в соответствии с действующим законодательством и договором, заключаемым каждым из них с банком. Договор от имени банка подписывается Председателем Наблюдательного совета банка или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом банка. Председатель Правления (Президент) банка избирается из числа членов Наблюдательного совета банка общим собранием акционеров банка. К компетенции Председателя Правления (Президента) банка относится внесение предложений Наблюдательному совету по составу Правления банка, в том числе по кандидатурам Первого заместителя и заместителей Председателя Правления банка; организация работы Правления банка; распределение обязанностей между Первым заместителем, заместителями Председателя Правления банка и членами Правления банка; утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата банка, положений о его структурных подразделениях; заключение трудовых договоров (контрактов), назначение и освобождение от должности руководителей подразделений центрального аппарата банка и филиалов в республиках, краях и областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (территориальных банков) по установленной номенклатуре, а также наложение дисциплинарных взысканий; выдает доверенности; совершает сделки от имени банка в пределах сумм, установленных федеральным законом “Об акционерных обществах”; представляет интересы банка во всех учреждениях, организациях и предприятиях всех форм собственности (при этом действует от имени Сбербанка РФ без доверенности). Это далеко не весь перечень вопросов, отнесенных к компетенции Председателя Правления (Президента) банка.
Еще по теме:
Концептуальные основы модернизации медицинского
страхования
,Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить сл ...
Формы и виды обеспечения возвратности банковских
ссуд
Банковское законодательство РФ предусматривает, что выдача кредита коммерческими банками должна производиться под различные формы обеспечения кредита. В соответствии со ст. 329 ГК исполнение обязательств должниками может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительс ...
Институциональные и информационные внешние эффекты
и механизмы торговли
Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты (ВЭ), нарушающие условия работы модельных условий ценообразования. Внешними эффектами называются непреднамеренные послед ...