У современной крупной страховой компании, предлагающей широкий ассортимент страховых продуктов и юридическим, и физическим лицам, в работе – миллионы договоров, данные которых необходимо, во-первых, хранить и обрабатывать, вести учет денег, документов, операций и т.д. Автоматизация задач учета в большинстве российских страховых компаний уже тем или иным образом реализована (или начаты проекты внедрения учетной системы). Второй круг задач связан с анализом этих данных: необходимо «убрать мусор», т.е. очистить данные, разложить по категориям (видам страхования, правилам страхования, продуктам, объектам и т.д.) и выбрать ценную для бизнеса информацию. При этом нужно иметь в виду, что каждый договор обычно сопровождают 8-10 учетных записей: когда заключен договор, когда он вступает в силу, каков график платежей, перестраховывается ли договор (где, когда, в какой доле), а в случае убытка – записи по урегулированию убытка, выплатам и т.д., то есть миллион договоров порождает на порядок больше учетных записей в системе (это без учета бухгалтерии, где каждая учетная запись порождает несколько проводок). И всю эту информацию надо проанализировать, для того чтобы делать обоснованные выводы об убыточности, прибыльности того или иного продукта, клиента, направления развития. Понятно, что без применения информационных технологий такую работу полноценно выполнить невозможно.
Еще один аспект анализа деятельности страховой компании связан с планированием развития компании, разработкой новых страховых продуктов и договоров, выбором направлений инвестирования средств и т.д. В этом случае накопленная в системе информация – это те «исторические» данные, которые совместно с комплексом внешней информации ложатся в основу прогнозирования ситуации и выработки решений по ее изменению с целью достижения более высоких показателей бизнеса (прибыли, объемов продаж и пр.). В дальнейшем эти решения реализуются, накапливаются новые фактические данные, которые вновь анализируются для внесения необходимых корректирующих изменений в деятельность компании. Это своего рода цикл (см. рисунок), который эффективно поддерживают информационно-аналитические системы и хранилища данных. Например, компания TopS Business Integrator успешно помогает страховым компаниям решать перечисленные задачи на базе продуктов компании Oracle, которые хорошо зарекомендовали себя на страховом рынке.
Цикл внедрения изменений
Другой путь прогнозирования развития страховой компании – построение пооперационной модели ее бизнеса. Если компания ставит некую стратегическую цель, пути ее достижения можно оценивать не только на основе внешних и внутренних статистических данных, но и на базе своего рода «детерминированной» модели бизнеса компании. Для этого необходимо учесть, формализовать и описать все активности (activity, или операции), которые выполняет компания: работу операторов колл-центра (производительность в день, расходы на зарплату и пр.), менеджеров и агентов (количество встреч, которые нужно провести для заключения одного договора, их длительность, зарплата сотрудника и пр.), руководителей, аналитиков, водителей и т.д. При правильно выстроенной модели можно проследить, какие операции влияют на то или иное направление деятельности, какова их стоимость, и прогнозировать их изменения для достижения поставленной цели.
Однако, чтобы построить такую модель, компании придется, во-первых, провести большую методическую и организационную работу, и, во-вторых, необходима будет поддержка такого моделирования автоматизированной системой. Поскольку существующая организационная структура и процессы современной крупной страховой компании очень сложные, вручную провести итерационное моделирование в разумные сроки невозможно, неизбежно будут упущены многие факторы, и модель не получится адекватной.
Еще по теме:
Анализпотребительского кредитования в Республике Казахстан
Акционерное Общество "Альянс Банк" является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг вот уже более 10 лет. Альянс Банк входит в четверку крупнейших казахстанских банков. Активы Банка на 1 июля 2006г. составили ...
Нормативное регулирование ликвидности банка
Норматив мгновенной ликвидности (Н2) на протяжении многих лет выполняется Банком с 3-5 кратным запасом, поэтому его колебания на 10 и более процентов, обусловленные текущей деятельностью Банка можно считать несущественными. Норматив текущей ликвидности (Н3) на протяжении последних пяти лет находилс ...
Расчеты по инкассо
Инкассо (англ. "collection", фр. "encaissement") является одной из старейших банковских операций. В отличие от расчетов по аккредитиву, при использовании участниками внешнеэкономического контракта расчетов в форме инкассо управомоченная на получение платежа сторона (продавец), в ...