Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле (1.3):
Н4=(Крд/((К+ОД + 0,5×О*)) х 100% ≤120 %, (1.3)
где Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней (код 8996);
ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней (код 8918, код 8997);
О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедшим в расчет показателя ОД, определяемая в установленном порядке#M12293 3 901886098 79 83 3252267662 4292797564 4292797570 4294967274 640033637 590326 (код 8978).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.
Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
В соответствии с требованиями данного нормативного акта банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по форме отчетности 0409135 “Информация об обязательных нормативах”, установленной нормативным актом Банка России о перечне, формах и порядке составления и предоставления отчетности кредитных организаций в Банк России.
Управление ликвидностью кредитной организации не может быть обеспечено только на основе балансовых соотношений, т.е. с использованием коэффициентного метода. Недостатком данного метода является невозможность выявить период и абсолютную сумму недостатка (излишка) ликвидных средств в настоящем и будущем.
Поэтому наряду с коэффициентным методом измерения, а на основе и управления ликвидностью, в российской практике используется механизм управления денежными потоками, отражающими движение активов, пассивов и забалансовых операций кредитной организации.
В рекомендациях Банка России данный метод определен как анализ риска потери ликвидности в связи с разрывом в сроках погашения требований и обязательств.
Механизм управления ликвидностью на основе денежных потоков включает:
• измерение и оценку состояния ликвидности за определенные периоды времени;
• анализ факторов, вызвавших данное состояние;
• разработку различных сценариев регулирования ликвидности;
• принятие мер по восстановлению ликвидности или дополнительному размещению ликвидных средств;
• создание специальной информационной системы для измерения, анализа и регулирования ликвидности.
Еще по теме:
Условия предоставления кредита
Некоторые люди считают, что покупка товаров в кредит – это вынужденная мера, но для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов – весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам. Многие экономисты и банкиры об ...
Эффективность банковского надзора
Отечественной системе банковского надзора менее 15 лет. За это время она прошла значительный путь от становления до нынешнего состояния, когда в основном сформирована нормативная база, соответствующая международным требованиям, подобраны квалифицированные кадры, отлажена система взаимодействия регу ...
Внедрение новых форм кредитования
С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции Сбербанк не может полагаться только на существующие банковские продукты. Реальные и потенциальные клиенты хотят и ждут новых и усовершенствованных продуктов. И конкуренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить этими новинкам ...