Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по следующей формуле (1.3):
Н4=(Крд/((К+ОД + 0,5×О*)) х 100% ≤120 %, (1.3)
где Крд - кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные, если с учетом вновь установленных сроков погашения кредитных требований сроки, оставшиеся до их погашения, превышают 365 или 366 календарных дней (код 8996);
ОД - обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней (код 8918, код 8997);
О* - величина минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций), не вошедшим в расчет показателя ОД, определяемая в установленном порядке#M12293 3 901886098 79 83 3252267662 4292797564 4292797570 4294967274 640033637 590326 (код 8978).
Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.
Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
В соответствии с требованиями данного нормативного акта банки ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца представляют в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по форме отчетности 0409135 “Информация об обязательных нормативах”, установленной нормативным актом Банка России о перечне, формах и порядке составления и предоставления отчетности кредитных организаций в Банк России.
Управление ликвидностью кредитной организации не может быть обеспечено только на основе балансовых соотношений, т.е. с использованием коэффициентного метода. Недостатком данного метода является невозможность выявить период и абсолютную сумму недостатка (излишка) ликвидных средств в настоящем и будущем.
Поэтому наряду с коэффициентным методом измерения, а на основе и управления ликвидностью, в российской практике используется механизм управления денежными потоками, отражающими движение активов, пассивов и забалансовых операций кредитной организации.
В рекомендациях Банка России данный метод определен как анализ риска потери ликвидности в связи с разрывом в сроках погашения требований и обязательств.
Механизм управления ликвидностью на основе денежных потоков включает:
• измерение и оценку состояния ликвидности за определенные периоды времени;
• анализ факторов, вызвавших данное состояние;
• разработку различных сценариев регулирования ликвидности;
• принятие мер по восстановлению ликвидности или дополнительному размещению ликвидных средств;
• создание специальной информационной системы для измерения, анализа и регулирования ликвидности.
Еще по теме:
Основные проблемы по управлению
ликвидностью в ОАО «Ханты Мансийский банк»
На основании проведённого анализа ликвидности ОАО «Ханты-Мансийский банк» можно сделать следующие выводы по качеству управления ликвидностью: 1. Наблюдается излишек показателя мгновенной ликвидности. Показатель мгновенной ликвидности был рассмотрен за 2009-2010 года. В течение этого времени показат ...
Государственные программы ипотечного кредитования в
РФ
Особенностью государственной ипотеки как вида кредитования является обязательное наличие залога, причем объект, являющийся обеспечением кредита, покупается заемщиком именно на ипотечные денежные средства. В связи с этим государственная ипотека очень выгодна тем гражданам, у которых нет собственной ...
Государственный фонд
обязательного медицинского страхования
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансовo-кредит ...