Для любой банковской системы важны стабильность и доверие со стороны потенциальных вкладчиков. Стабильность обеспечивается благодаря наличию целого ряда факторов, одним из которых мировая практика признала систему страхования (гарантирования возврата) вкладов. Наличие созданной в стране системы страхования гарантирует вкладчику — частному лицу возможность получения в случае банкротства банка размещенного в нем вклада полностью или частично (в зависимости от размера такого вклада) в достаточно короткий срок. Источником страховых выплат служат средства специальных фондов, создаваемых банковскими учреждениями при участии, как правило, государства (в лице центрального банка). Страхование депозитов направлено на защиту вкладчиков — физических лиц (так называемых мелких вкладчиков) с целью предотвращения последствий, которые может иметь для них недостаток банковской информации. Ведь в отличие от институциональных инвесторов рядовые вкладчики банков чаще всего не могут осуществлять постоянный мониторинг и сопоставительный анализ отдельных конкурирующих банков, чтобы определить степень их надежности и выгодности предоставляемых услуг. Такая деятельность требует, в первую очередь, специальных знаний и времени. Для решения данной проблемы и обеспечения защиты вкладчика государство старается разработать целый ряд мероприятий, в частности, путем создания системы банковского регулирования и надзора. С другой стороны, используются системы гарантирования вкладов, создаваемые довольно часто по инициативе правительства [12,с.91].
На Украине система страхования вкладов была образована в 1998 году, когда во исполнение Указа Президента Украины от 10 сентября 1998 года № 996/98 "О мерах по обеспечению прав физических лиц — вкладчиков коммерческих банков" был основан Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Его правовой статус — государственное, специализированное учреждение, выполняющее функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц. С 2001 года Фонд начал действовать на основании собственного статусного Закона Украины от 20 сентября 2001 года "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" [4].
Анализируя мировую практику организации систем страхования вкладов, можно сделать вывод о наличии двух основополагающих подходов, касающихся вхождения в нее банков, функционирующих на территории государства: обязательном и добровольном. Доминирующей является обязательная система страхования, при которой реализуется принцип обязательного участия банков в данной системе. Отказ в таком участии влечет, как правило, лишение банка права предоставлять услуги по депозитам населению.
При построении обязательной системы страхования вкладов на уровне национального закона определяются основные параметры ее деятельности, в том числе критерии отбора банков, формы участия банков и государства в ее деятельности, размеры и порядок страховых выплат вкладчикам, ограничительный характер таких выплат, порядок создания резервной системы и иные существенные условия.
Добровольная система страхования вкладов не получила значительного распространения, поскольку в основе ее заложены риски финансовой неустойчивости, а государство не несет ответственности за создание финансового механизма возмещения ущерба вкладчикам банков — физическим лицам. Страны, поддерживающие добровольный принцип вхождения банков, не отличаются стабильной экономической ситуацией и развитым банковским сектором (Македония, Шри-Ланка).
Анализ национального законодательства Украины позволяет говорить о том, что законодатели поддержали идею создания обязательной системы страхования вкладов физических лиц, подтверждением чего являются соответствующие нормы Законов Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" и "О банках и банковской деятельности" [2, 4].
В заключение можно сказать, что для любой банковской системы важны стабильность и доверие со стороны потенциальных вкладчиков, которая, в свою очередь, обеспечивается системой страхования. Она дает возможность получения в случае банкротства банка размещенного в нем вклада полностью или частично в достаточно короткий срок. На Украине же такая система была образована только в 1998 году [18, с.60].
Еще по теме:
Сущность и формы проведения
пассивных операций в ОАО «Банк Москвы»
Долговые обязательства Банка Москвы являются надежным финансовым инструментом размещения временно свободных денежных средств предприятий. Банк Москвы выпускает следующие виды долговых обязательств: Векселя Банка Москвы. «Преимущество банковских векселей состоит в том, что они могут использоваться: ...
Основые положения о фонде социального страхования Российской Федерации
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отрасл ...
Организационная структура Калининского отделения Сбербанка России
Калининское отделение № 2004, как структурное подразделение Сбербанка России является коммерческим универсальным банком, способным выполнять широкий круг разнообразных операций и услуг. Деятельность банка не ограничена по отраслям экономики. Он обслуживает и юридических, и физических лиц. Планирова ...