В 2001 году был принят Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", который вступил в силу с 2003 г. Основная задача по реализации закона была возложена на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Целью введения обязательного медицинского страхования (ОМС) как формы социальной защиты населения в охране здоровья является обеспечение конституционных прав граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет формирования стабильного целевого источника финансирования здравоохранения. Переход к ОМС ознаменовал изменение концептуальных подходов к формированию государственной политики в области здравоохранения и ориентацию на создание современной, эффективной, адекватной реальной экономической ситуации системы здравоохранения на новой основе.
Для освоения специфики и навыков молодой системы Федеральным фондом было организовано обучение сотрудников как в стране, так и за рубежом по основным направлениям, связанным с развитием экономических отношений в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения и внедрению юридических основ защиты прав пациентов.
Принятый закон о медицинском страховании содержал 28 достаточно общих статей, не вполне четко описывающих систему ОМС и отношения между ее участниками. В процессе кропотливой работы с Правительством РФ, Государственной Думой, администрациями субъектов Федерации, руководителями территориальных фондов ОМС и органов управлениями здравоохранением в сжатые сроки были сформулированы принципы нормативно-правовой базы, для создания которой было подготовлено принятие более 100 важнейших государственных документов и нормативных актов, в том числе совместных с Минздравом, Минфином, Центробанком РФ, Госналогслужбой, Росстрахнадзором.
Созданная нормативная база позволила выстроить взаимоотношения предприятий, фондов ОМС, страховых медицинских организаций, лечебных учреждений на юридической и экономической основе.
Важным этапом работы стало создание стройной системы сбора страховых взносов специальным персоналом территориальных фондов ОМС. Высокий уровень сбора страховых взносов (более 90% в 2007 г) позволяет обеспечивать работу лечебных учреждений, входящих в систему ОМС, и финансировать медицинскую помощь, оказываемую более чем 80% населения страны.
За пять лет средства обязательного медицинского страхования составили 70 трлн. неденоминированных рублей. Однако, в связи с общим кризисом в стране растет задолженность плательщиков по страховым взносам и платежам в систему ОМС. Поэтому Федеральный фонд ОМС инициировал подготовку проекта Указа президента РФ №136 от 6 февраля 2006 г. "О мерах по стабилизации финансовой системы обязательного медицинского страхования", позволяющего во многом решить проблему неплатежей страховых взносов и увеличить поступление средств на оплату медицинской помощи.
Важнейшим направлением деятельности Федерального фонда является обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС путем выравнивания возможностей субъектов Российской Федерации по финансированию территориальных программ обязательного медицинского страхования через механизм субвенций Федерального фонда.
Финансовая помощь была оказана практически всем субъектам РФ на сумму 1,9 трлн. рублей. Эти средства были направлены на выплату заработной платы медицинским работникам, материально-техническое и лекарственное обеспечение медицинских учреждений.
Кроме того, Федеральный фонд ОМС принимал участие в финансировании ряда целевых программ, в частности по охране материнства и детства, вакцинопрофилактике, медицинскому и лекарственному обеспечению участников Великой Отечественной войны и пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 545,4 млрд. руб.
Средства ОМС как источник финансирования лечебно-профилактических учреждений позволили обеспечить гарантированную оплату труда медицинским работникам, при этом уровень финансирования лечебно-профилактического учреждения ставится в прямую зависимость от объемов, качества и достигнутых результатов по лечению застрахованных граждан. Новые условия финансирования ЛПУ за оказанную медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования потребовали решения проблемы учета застрахованных и определения индивидуального объема потребляемой медицинской помощи. Решению этой задачи способствовали введение единого полиса ОМС в виде пластиковой карты с микросхемой и организация индивидуального учета граждан для целей обязательного медицинского страхования.
Еще по теме:
Хранение денег и других ценностей
Наличные деньги операционной кассы и другие ценности хранятся в хранилищах ценностей. Вход в хранилище ценностей оборудуется бронированной дверью специальной конструкции, оборудованной не менее чем на два ключа. Ключи от хранилища находятся у должностных лиц, на которых по распорядительному докумен ...
Ценные бумаги и их классификация
Термин «ценная бумага» определяется двумя лексическими составляющими – «ценная» и «бумага». Под бумагой принято понимать либо сам материал для письма, графики, рисования, либо выполненные на таком материале записи личного, творческого, служебного или официального характера. Именно в последнем значе ...
Анализ финансовых показателей Калининского отделения банка СбербанкаРоссии
Одна из основных целей деятельности коммерческих банков это получение прибыли, являющейся источником выплаты дивидендов, создания фондов банка, базой повышения благосостояния работников банка и тд. Прибыль банка представляет собой разность между валовым доходом и валовым расходом. Валовой доход зав ...