Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы, а также новые независимые государства, входившие ранее в состав СССР, переживают период глобальных преобразовании во всех сферах жизни, включая здравоохранение. При прежней системе медицинская помощь была всеобщей и бесплатной, но существовало немало проблем. Сегодня эти проблемы резко обострились в связи с нехваткой средств, вызванной экономическим кризисом. Почти все показатели здоровья населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых государствах
Новые правительства стран, о которых идет речь, одобрили идеи свободной рыночной экономики. Поэтому начавшиеся реформы здравоохранения заключаются в приватизации, децентрализации, страховании и сокращении государственного финансирования. Основной принцип – это создание новой системы, основанной на медицинском страховании и финансировании медико-санитарных учреждений из различных источников. Передача собственности осуществляется путём аукциона, открытого конкурса или создания акционерного общества. Однако, те медицинские учреждения, которые имеют особое значение для общественного здравоохранения, приватизации не подлежат.
В системе медико-санитарной помощи в Венгрии в прошлом делался акцент на стационарную и специализированную помощь, высока была степень госпитализации. Один из первых шагов к реформе здравоохранения в этой стране – это введение национальных средств общественного здравоохранения и медицинской инспекции. Нынешняя система имеет структуру общественного здравоохранения трёх ступеней: городские и областные учреждения и национальные центры. Также было принято законодательство, предусматривающее свободный выбор врача – это первый шаг к семейной медицине и экономической конкуренции. Отрицательные стороны: это слишком усложнённая система из-за двойного руководства (фонд медицинского страхования и местные органы управления здравоохранением); есть опасность заключения контракта с врачами, не имеющего достаточного опыта; нет обеспечения качества медицинской помощи и её преемственности.
В Польше с 1992 г. вступил в силу закон об утверждении медико-санитарной помощи, который предусматривает меры по устранению недостатков старой системы и стимулирует улучшение медицинской помощи. Новый закон позволяет частному сектору вступать в конкуренцию за государственные средства. Однако нет определённости в том, как следует финансировать медицинскую помощь и управлять реформированной системой здравоохранения.
Реформы здравоохранения, проводимые в странах Центральной и Восточной Европы, пока не дали большого эффекта, но уже накоплен некоторый положительный опыт.
Еще по теме:
Механизм доверительного управления в банковской сфере
В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов. Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на дан ...
Классификация ипотечных кредитов
Источник: Разумова И.А. Ипотечное кредитование: виды ипотечных кредитов; рынок ипотечного капитала; нормативно-правовое регулирование: Учебное пособие для вузов. – С-Пб.: «Питер», 2006. – 208 с. Ипотечные кредиты могут быть классифицированы по различным признакам. 1 По объекту недвижимости: Ø ...
История развития института доверительных операций
Известно, что институт доверительной собственности зародился в период раннего средневековья (XII-XIII вв.) в Англии. Причины возникновения доверительной собственности сводятся к одной мысли - в определенных исторических условиях для отношений собственности стала выгодной такая конструкция, когда им ...