Правовые основы биржевой деятельности в России

Страница 1

В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положе­ниями о предпринимательстве, что нередко создавало беспоря­док как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочис­ленных бирж на всей территории России.

В начале 1991 г. появилось первое Постановление прави­тельства, касающееся деятельности товарных бирж (Постанов­ление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О дея­тельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельно­сти товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и со­держали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нере­шенными.

В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим бирже­вую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направ­лен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.

Положения закона оказали существенное влияние на дея­тельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.

В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оп­товый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осущест­влять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредст­венно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.

Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко ус­танавливает, что под биржевым товаром понимается не изъя­тый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формиро­ванию фьючерсной биржи со стандартными условиями кон­трактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной соб­ственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.

Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 За­кона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:

• высшим и местным органам государственной власти и управления;

• банкам и кредитным учреждениям;

• страховым и инвестиционным компаниям и фондам;

• общественным, религиозным и благотворительным объ­единениям и фондам.

Биржевая деятельность осуществляется членами соответст­вующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торгов­ле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):

• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными доку­ментами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;

• неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.

Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Зако­ном были названы и посетители биржевых торгов. Под посети­телями биржевых торгов понимаются юридические и физиче­ские лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соот­ветствии с учредительными документами биржи право на со­вершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).

Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализа­цию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методы расчета банковских рисков
Методы расчета риска позволяют определить его величину, от выбора метода расчета риска зависит правильность оценки прогнозируемых потерь. Сложились три основных метода оценки рисков: статистический, экспертных оценок и аналитический (частный и комплексный). Метод экспертных оценок строится на базе ...

Процедура получения ипотечного кредита
Стандартная процедура получения ипотечного кредита определена в Постановлении Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" и состоит из следующих основных этапов (на каждом из них остановимся подробнее да ...

Сущность, функции и принципы кредита
Кредит (лат. «credit») в переводе с латинского означает «верю, доверяю». Однако многие авторы утверждают, что термин «кредит» исходит от лат. «сreditum» - «долг», «ссуда». Под кредитом как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с размещением временно свобо ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru