В 1990—1991 гг. законодательные основы для создания и развития товарных бирж еще не были созданы. Многие биржи строили свою деятельность, руководствуясь общими положениями о предпринимательстве, что нередко создавало беспорядок как на конкретных биржах, так и в целом на товарном рынке. Отсутствовал и контроль за деятельностью многочисленных бирж на всей территории России.
В начале 1991 г. появилось первое Постановление правительства, касающееся деятельности товарных бирж (Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О деятельности товарных бирж в РСФСР»). Спустя два месяца было утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР. Хотя данные документы и содержали важные нормативные положения, многие вопросы организации и деятельности товарных бирж оставались нерешенными.
В 1992 г. был принят документ, являющийся до настоящего времени основным нормативным актом, регулирующим биржевую торговлю, — Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», вступивший в силу с 1 марта 1992 г. Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах. Данный закон не распространялся на деятельность фондовых и валютных бирж.
Положения закона оказали существенное влияние на деятельность всех существовавших на тот момент бирж, а также определили многие термины, юридический смысл которых был еще зыбок.
В законе установлено понятие товарной биржи (ст. 2) как организации с правами юридического лица, формирующей оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, и не может осуществлять торговую, посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Это положение изменило отношение биржевиков к своему участию в капитале биржи как форме инвестирования и нацелило их на получение прибыли собственно от посреднической деятельности.
Многие положения Закона способствовали приближению российских бирж к зарубежному стандарту. Так, ст. 6 четко устанавливает, что под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. В этом определении уже был сделан шаг к формированию фьючерсной биржи со стандартными условиями контрактов. Но спецификой этого Закона можно называть и то, что в нем прямым текстом оговаривался запрет на совершение биржевых сделок с определенными товарами, в частности, с недвижимым имуществом и объектами интеллектуальной собственности. Данное положение явилось своеобразным ответом российских правоведов на существование многочисленных «Бирж недвижимости», «Бирж информационных технологий» и т.д.
Порядок учреждения товарных бирж регулировала ст. 11 Закона. В ней указано, что учредителями биржи могут быть как юридические, так и физические лица, при этом доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Запрещалось принимать участие в создании биржи:
• высшим и местным органам государственной власти и управления;
• банкам и кредитным учреждениям;
• страховым и инвестиционным компаниям и фондам;
• общественным, религиозным и благотворительным объединениям и фондам.
Биржевая деятельность осуществляется членами соответствующих бирж. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» предусматривает две категории членов биржи (ст. 15):
• полные члены — с правом участия в биржевых торгах во всех секциях и имеющих определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи;
• неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании биржи.
Кроме членов биржи участниками биржевой торговли Законом были названы и посетители биржевых торгов. Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица, не являющиеся членами бирж и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми (ст. 21).
Закон определил и основы управления товарными биржами. Ст. 16 установила, что общее собрание членов биржи является высшим органом управления биржей и обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.
Еще по теме:
Методы расчета банковских рисков
Методы расчета риска позволяют определить его величину, от выбора метода расчета риска зависит правильность оценки прогнозируемых потерь. Сложились три основных метода оценки рисков: статистический, экспертных оценок и аналитический (частный и комплексный). Метод экспертных оценок строится на базе ...
Процедура получения ипотечного кредита
Стандартная процедура получения ипотечного кредита определена в Постановлении Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" и состоит из следующих основных этапов (на каждом из них остановимся подробнее да ...
Сущность, функции и принципы кредита
Кредит (лат. «credit») в переводе с латинского означает «верю, доверяю». Однако многие авторы утверждают, что термин «кредит» исходит от лат. «сreditum» - «долг», «ссуда». Под кредитом как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с размещением временно свобо ...