Эффективность функционирования экономической системы государства в немалой степени зависит от малого и среднего бизнеса. Именно поэтому правительство Беларуси ставит в число одних из приоритетных задач активное развитие частного предпринимательства. Одним из основных факторов, способствующих этому процессу, является наличие на рынке доступных кредитно-финансовых механизмов. В этом ключевую роль играют банковские структуры.
Кредитование бизнеса является одним из приоритетных направлений Приорбанка.
В соответствии с методологией банка к малому бизнесу относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, годовая выручка которых не превышает эквивалента 1,0 млн. евро, к среднему бизнесу – юридические лица и индивидуальные предприниматели, годовая выручка которых находится в диапазоне от 1 до 5 млн. евро или объем финансирования превышает 7500 базовых величин [8].
В 2007 году значительно расширены объемы кредитования ведущих предприятий нефтеперерабатывающего комплекса страны.
2007 год стал успешным в расширении сотрудничества банка с предприятиями малого и среднего бизнеса. По итогам года доля банка в кредитовании индивидуальных предпринимателей составила 32% и увеличилась на 9% [9].
Клиентская база малого и среднего бизнеса выросла на 16%. В Приорбанке обслуживается 15123 клиента малого и среднего предпринимательства.
В течение года существенно расширен спектр стандартных кредитных продуктов и внедрены новые технологии обслуживания для клиентов малого и среднего бизнеса. В результате кредитный портфель предприятиям малого и среднего предпринимательства достиг 442 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2006 годом на 72%.
В 2008 году достигнуты значительные успехи в бизнесе с малыми и средними предприятиями. Внедрение новых стратегий, разработка стандартных продуктов, конкурентная тарифная политика позволили банку увеличить объем бизнеса с малыми и средними предприятиями на 48%. Кредитный портфель клиентам данного сегмента достиг 677 млрд. руб. и увеличился на 53%. На обслуживание было привлечено 3 055 новых клиентов [10].
Всесторонняя поддержка была оказана предприятиям малого предпринимательства. В 2009 году приоритетными направлениями блока малого и среднего предпринимательства было привлечение ресурсов и укрепление клиентской базы [11].
Рассмотрим кредитование на примере ОАО «АСБ Беларусбанк».
ОАО «АСБ Беларусбанк» совместно с местными органами власти ведет работу по оказанию содействия в создании новых и развитии действующих субъектов предпринимательства. Постоянно пользуются кредитными услугами более 680 субъектов малого предпринимательства.
За 2007 год объем выданных банком кредитов составил 260,3 млрд. рублей. Только за пять месяцев этого года сумма кредитных средств на эти цели составила 128,9 млрд. рублей. Активно включается банк и в программу развития малых городов [12].
Банком оказана кредитная поддержка крупнейшим перерабатывающим, машиностроительным и металлургическим предприятиям, предприятиям нефтеперерабатывающей, химической, нефтехимической отрасли [13].
Доля кредитов, выданных предприятиям промышленности на 1 июня 2008 года, составляла 38,6%. Значительный удельный вес при кредитовании промышленности составляли кредитные вложения в нефтеперерабатывающую (13,1%) и сахароперерабатывающую (16%) отрасли (рисунок 2.1). За 5 месяцев 2008 года выдано кредитов на сумму 6467,5 млрд. руб.
Рисунок 2.1 – Удельный вес нефтеперерабатывающей и сахароперерабатывающей отрасли в кредитовании промышленности в 2008 году
В 2010 году ОАО «АСБ Беларусбанк» активно работает с малым и средним бизнесом. В банке обслуживается 17,7 тыс. малых предприятий и предпринимателей и 1.200 средних. За прошлый год банком выдано кредитов этой категории клиентов на сумму 145,3 млрд. рублей. В основном на инвестиционные цели. Приоритет отдается тем, кто работает в реальном секторе экономики, развивает перспективные производства, создает новые рабочие места [15].
Еще по теме:
Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам: в 2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5% к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд. рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010 году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню 2009 года. Важнейшим ...
Ценные бумаги и их классификация
Термин «ценная бумага» определяется двумя лексическими составляющими – «ценная» и «бумага». Под бумагой принято понимать либо сам материал для письма, графики, рисования, либо выполненные на таком материале записи личного, творческого, служебного или официального характера. Именно в последнем значе ...
Виды кредитных операций банка
Сегодня коммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во все ...