Что касается вознаграждения управляющего за осуществление им доверительного управления, то оно, на наш взгляд, должно облагаться налогом на добавленную стоимость вне зависимости от объекта управления (валюта, ценные бумаги, наследственное имущество и т.п.). Как было сказано ранее, деятельность доверительного управляющего имеет самостоятельное значение, на доходы от нее не распространяются налоговые льготы.
б)Спецналог
В соответствии с подп. "а" п. 25 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" [4] определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому все, что было сказано относительно уплаты налога на добавленную стоимость, применимо и к спецналогу.
в) Налог на имущество
В соответствии с п. 16 Указа Президента РФ о трасте налог на акции приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, которыми доверительный собственник владеет в силу договора об учреждении траста, вносится им из средств, подлежащих выплате бенефициарию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Налог на иное имущество, находящееся в доверительном управлении, банк-управляющий не обязан платить, поскольку он не является его собственником. Такой вывод основывается на норме подп. "б" п. 4 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 16 марта 1992 года № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Налог на операции с ценными бумагами уплачивается в общем порядке в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 года № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".
Налог на прибыль уплачивается коммерческими банками в общем порядке с сумм, полученных в качестве вознаграждения за осуществление доверительного управления.
Данный анализ налогового законодательства является первой попыткой разобраться в вопросах налогообложения доверительных (трастовых) операций. Учитывая несовершенство законодательства (его неразработанность), следует отметить, что некоторые сделанные выводы, возможно, будут отвергнуты в ходе его последующего развития. Однако на сегодняшний день, как представляется, они являются правильными.
Еще по теме:
Предложения по совершенствованию методики формирования и управления
кредитными рисками
Развитие кредитных операций, решение стратегических задач по формированию высокодоходного и качественного кредитного портфеля осуществляется коммерческим банком в условиях влияния разнообразных факторов, прежде всего, складывающихся в обществе реальных экономических предпосылок, социального климата ...
Современная кредитная система России
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом: 1. Банк России. 2. Банковская система: коммерческие банки; Сберегательный банк России; иные специализированные банки. 3. Специализированные кредитно-финансовые институты: страховые компании; негосударственные пенсионны ...
Источники собственных средств
Уставный капитал. Он создает экономическую основу существования и является обязательным условием образования банка как юридического лица. Его величина регламентируется законодательными актами центральных банков и, более того, является предметом соглашения Европейского экономического сообщества (ЕЭС ...