Теоретические аспекты развития потребительского кредитования

Финансы сегодня » Потребительское кредитование в РК » Теоретические аспекты развития потребительского кредитования

Страница 1

До второй мировой войны почти все коммерческие банки старались не кредитовать частные лица, считая, что этот вид услуг является нерентабельным. Но в начале нынешнего века ситуация изменилась, так как банки все чаще теперь нуждались в работе с физическими лицами ведь их депозиты были источниками ресурсов для финансирования предоставляемых корпорациям крупных кредитов. Ужесточенная конкурентная борьба между банками заставила банки расширять спектр оказываемых услуг, таким образом, в 1920-1930 годы группа из нескольких крупных банков, возглавляемых одним из предшественников нью-йоркских "Ситикорп" и "Банк оф Америка", создала у себя первые отделы потребительского кредита. Начиная с 1930-х годов, сектор потребительского кредитования стал одним из наиболее остро развивающихся сегментов банковского кредита. А с середины 1950-х годов потребительский кредит получил широкое распространение в Германии, Франции, Италии, Швеции, и несколько позже - в Японии. Только в последнее время темпы роста данного сектора замедлились вследствие ужесточения конкуренции за счета потребительского кредита и падения стимула населения к сбережению денег. Тем не менее, средства потребителей до сих пор остаются основным источником средств и одним из важнейших источников дохода современных коммерческих банков.

А теперь перейдем к определению понятия "потребительский кредит". Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый населению для покупки потребительских товаров и оплаты бытовых услуг в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа через розничную торговлю) и банковского (ссуды на потребительские цели).

К потребительскому кредиту относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и прочие.

Из особенностей потребительского кредита можно выделить следующие:

1) Потребительские кредиты выдаются населению (физическим лицам).

2) Потребительский кредит позволяет расширить потребительский спрос при сравнительно ограниченных денежных доходах населения.

3) Потребительский кредит может применяться как в денежной, так и в натуральной формах.

4) Потребительский кредит может использоваться государством в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры для поддержания спроса на товары жилье и услуги на определенном уровне, а также в целях проведения активной социальной политики путем предоставления льготных (беспроцентных или низкопроцентных) кредитов малоимущим слоям населения.

5) Потребительский кредит в его развитых формах носит преимущественно среднесрочный и долгосрочный характер.

6) Потребительский кредит принимает форму банковского кредита и коммерческого кредита. Взаимосвязь этих форм кредита проявляется в следующем, например, торговая фирма, продавая товары длительного пользования в рассрочку, выставляет векселя, акцептованные покупателем. Для улучшения своих финансовых возможностей, торговая фирма учитывает эти долговые обязательства в коммерческом банке.

Классификацию потребительских ссуд можно провести по ряду признаков по формам выдачи, по способу организации, по способу погашения по субъектам кредитных отношений, и т. д. (таблица №1).

Таблица 1

Классификация потребительского кредита

По обеспечению:

- необеспеченные (бланковые)

- обеспеченные (залогом, гарантией)

По формам выдачи:

- товарный кредит

- денежный кредит

По срокам выдачи:

- краткосрочные (до 1 года)

- среднесрочные (1г. -3-5 лет)

- долгосрочные (более 3-5 лет)

По способу погашения:

- прямые

- косвенные

Потребительский кредит

По способу организации

- организованные

- неорганизованные

По способу погашения:

- прямые постепенно

- разовым платежом

По характеру кругооборота средств:

- разовые

- возобновляемые

По целевому назначению:

- покупки товаров, оплаты услуг

- на приобретение, ремонт и реконструкцию жилья

- под кредитные карты и др.

По субъектам кредитных отношений:

- банковские кредиты

- торговые кредиты учреждений небанковского типа

- потребительские кредиты, предоставляемые частным лицам

По моменту взимания%

- ссуды с удержанием% в момент предоставления

- ссуды с уплатой% равными взносами

- ссуда с аннуитентным платежом (одновременной уплатой%)

Примечание – Составлено по материалом журнала «Банки Казахстана» №3, 2011г.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Анализ экономической деятельности банка
ОАО «Финансовая Корпорация УРАЛСИБ» – одна из крупнейших российских финансовых групп, предоставляющая своим клиентам широкий спектр финансовых услуг: розничные и корпоративные банковские продукты, инвестиционно-банковские услуги, лизинговые продукты, брокерское и кастодиальное обслуживание, управле ...

Разработка мероприятий по совершенствованию управления кредитным риском в ЗАО «ВТБ 24»
Совершенствование систем управления рисками должно быть нацелено на существенное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обесп ...

Организация лизинговых операций
Организация лизингового процесса осуществляется с учетом приоритетных направлений. Предпочтение отдается в первую очередь тому виду оборудования (имущества), которое обеспечивает производство высококачественных товаров и развитие эффективной сферы услуг. Лизинговый процесс осуществляется, как прави ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru