Создание «кредитных» денег коммерческими банками. Денежный мультипликатор

Финансы сегодня » Банки и их роль в современной экономике » Создание «кредитных» денег коммерческими банками. Денежный мультипликатор

Страница 1

банк коммерческий денежный мультипликатор

На денежном рынке равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения. В состоянии равновесия предложение денег и спрос на них равны.

Для нормального функционирования рыночной экономике требуется определенный объем денежной массы. Избыток денег, как и их недостаток негативно сказывается на характере протекания всех макроэкономических процессов. Оптимизация объема предложения денег и постоянный контроль над ним является важнейшей задачей государства в лице Центрального банка по поддержанию общей экономической стабильности. Только Центральный банк имеет право эмиссии денег, однако коммерческие банки также вносят существенную лепту в формирование денежного предложения. Часть вкладов они хранят в Центральном банке в виде обязательных резервов, доля которых в фактических резервах устанавливается законодательно. Фактические резервы за вычетом обязательных образуют избыточные резервы. Их банки используют для выдачи ссуд. Тем самым коммерческие банки осуществляют эмиссию платежных средств или, так называемых, кредитных денег. Увеличение дополнительных средств прямо пропорционально величине первоначального вклада и обратно пропорционально норме обязательных резервов. Это увеличение можно рассчитать по формуле:

где rr - норма обязательных резервов, а d - первоначальный банковский вклад.

Коэффициент характеризует прямую зависимость между увеличением денежного предложения за счет создания кредитных денег и величины банковского вклада, который дает импульс для создания кредитных денег. Этот коэффициент называется банковским мультипликатором или мультипликатором денежной эмиссии страны. Анализ предложения денег предполагает учитывать роль Центрального банка в регулировании предложения денег, а также учет предпочтений экономических субъектов в распределении денежных средств между наличными деньгами и средствами на текущих счетах банков.

В связи с этим рассмотрим модель предложения денег, которая показывает зависимость предложения денег от трех переменных данных: денежной базы; нормы обязательных резервов; коэффициента депонирования. Рассмотрим их. Денежная база (В), называется также деньгами повышенной мощности, или деньгами высокой эффективности. Денежная база состоит из наличных денег в обращении и обязательных резервов коммерческих банков, хранящихся в Центральном банке. Наличные деньги непосредственно входят в состав денежного предложения, резервы определяют способность банков создавать кредитные деньги и влиять тем самым на размер денежной массы. Норма обязательных резервов (rr) законодательно определяет долю банковских вкладов, помещенных в резервы в Центральном банке.

Коэффициент депонирования денег (сr) - это предпочитаемое населением отношение наличности к банковским депозитам. Он отражает распределение денежных средств между наличными деньгами (С) и средствами на текущих счетах (D).

Если ограничиться рассмотрением денежной массы в рамках агрегата М1, то предложение денег можно представить как: М=C+D

Эту же формулу можно представить так:

Второе уравнение отражает тот реальный факт экономической действительности, что предложение денег является функцией трех переменных: денежной базы, нормы обязательных резервов и коэффициента депонирования. Оно пропорционально денежной базе. Коэффициент, характеризующий данную пропорциональность, называется денежным мультипликатором m:

Используя денежный мультипликатор, предложение денег можно представить как: МS=m x B.

Спрос на деньги со стороны сделок связан с потребностями в деньгах для осуществления сделок, приобретения товаров и услуг. Деньги нужны предприятиям в качестве средства оплаты труда работникам, закупки материалов и оборудования и т.д. Домашним хозяйствам деньги необходимы для того, чтобы покупать потребительские товары и оплачивать услуги. Денежные средства, требуемые для этих и других целей представляют спрос денег для сделок, зависящие от доходов и цен, а в более общем виде - от общей денежной стоимости товаров и услуг в сфере обращения. Поэтому спрос на деньги в масштабе страны пропорционален номинальному валовому национальному продукту.

Однако, предприятиям и людям деньги нужны не только для покупки товаров и услуг, но и для приобретения финансовых активов в виде акций, облигаций, а также для хранения в виде денежных сбережений. Величина спроса со стороны финансовых активов зависит от уровня банковских процентных ставок по вкладам; процентов, выплачиваемым по облигациям; дивидендов получаемых на акции, а также от риска, инфляции и других факторов. В связи с крайней многочисленностью и разнообразием влияющих факторов установить реальный спрос на деньги крайне не легко и денежный спрос во многом рассматривается как теоретическая категория.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Общая характеристика и виды акций
рынок ценная бумага акция Итак, согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан ценной бумагой является документ, установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.[2] Акция (нем. Aktie, от лат. actio — д ...

Природа акций и их виды
Много десятилетий назад почти весь бизнес осуществлялся отдельными лицами. Частная собственность, соответствующая такому бизнесу, именуется индивидуальной собственностью. Расширение и усложнение бизнеса требовало все больше финансовых ресурсов. Бизнесмены становились партнерами друг друга, чтобы об ...

Проблемы развития кредитования в банке
Несомненно, банковская система России еще очень молода и профессионально только начинает конкурировать с некоторыми зарубежными банками. Не следует забывать о длительной эволюции западной банковской системы. Российские банкиры имеют возможность перенять опыт ведения банковского бизнеса зарубежном. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru