Система снижения рисков. События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимыми могут быть гиганты банковской индустрии, несмотря на всю их кажущуюся прочность. Думается, что в этой связи вопросы о месте и роли системы защиты от рисков в деятельности банка приобретают особое значение, тем более что в нашей стране им традиционно уделяется недостаточное внимание.
Система защиты банков должна предусматривать три элемента: механизмы контроля рисков, планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации ущерба, а также меры по покрытию (финансированию) убытков.
Основная задача первого звена – механизма контроля рисков – сформировать систему выявления и оценки рисков, а также определить основные модели поведения для обеспечения минимизации рисков. Риски по своей природе и степени воздействия чрезвычайно многообразны, и нет такой сферы деятельности, которая не была бы сопряжена с теми или иными рисками. Защититься от всех возможных ситуаций, наверное, нельзя, однако имеет смысл говорить о создании системы защиты по наиболее широкому кругу направлений.
Механизм контроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в нескольких составляющих: в организационной структуре, в виде инструкций, которыми должны руководствоваться сотрудники банка в своей работе, в виде материальной инфраструктуры (если мы говорим о физической безопасности).
План действий в чрезвычайных ситуациях – также один из немаловажных элементов в системе обеспечения безопасности банков. Он включает описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных ситуаций и действий, которые необходимо предпринять для минимизации неблагоприятных последствий в этих условиях.
План действий в чрезвычайных ситуациях может быть как общим, описывающим наиболее распространенные сценарии, так и ориентированным на конкретную ситуацию.
Страхование как способ минимизации потерь является последним защитным барьером во всей системе безопасности банка. И именно тем, что он последний в этой цепочке, определяется его первостепенная значимость: от того, как организована страховая защита банка, зависит его способность противостоять подчас катастрофическим убыткам.
Страховая индустрия дает возможность эффективно распределить риск, переложив значительную его часть на страховые компании. Существует ряд страховых продуктов, ориентированных исключительно на банки. Они могут стать предметом отдельного рассмотрения, здесь же хотелось бы остановиться на традиционных видах страхования. Ведь наряду с рисками, изначально присущими банковской деятельности (как, например, рыночные и кредитные риски), есть опасности, которые менее всего принимаются во внимание в повседневной практике. Яркий тому пример - пожар, произошедший в мае 1996 г. в головной штаб - квартире французского банка «Лионский кредит». Огнем была уничтожена большая часть расположенного в центре Парижа и оборудованного по последним технологиям здания стоимостью более 300 миллионов долларов.
Причем огромный ущерб, нанесенный имуществу в подобной ситуации, не идет ни в какое сравнение с косвенными потерями - убытками, нанесенными самому банку и интересам его клиентов в результате простоя торговли на финансовых рынках, которые могли бы исчисляться огромными суммами.
К счастью, этого не случилось, так как сработал план экстренных мер. Часть трейдеров была срочно переведена в резервный центр, созданный незадолго до пожара, еще часть - в филиал банка в Лондоне. Все силы были брошены на восстановление компьютерных систем банка. Через пару недель удалось более или менее восстановить приоритетные направления деятельности. Сыграло свою роль и то, что головной офис не занимался полномасштабной работой с частными лицами, иначе последствия могли бы быть намного серьезнее. Кроме того, банк обладал первоклассной страховой защитой, что позволило минимизировать потери и влияние пожара на финансовые показатели.
Цель традиционного страхования имущества – защитить банк от подобных событий, контролировать которые весьма трудно и последствия которых могут нанести ущерб финансовой стабильности банка.
Приведенный случай, конечно, экстраординарный, но он наглядно показывает, как важно наличие механизмов защиты банка в виде плана действий в чрезвычайных ситуациях и адекватной страховой программы. Эти механизмы могут защищать и от менее крупных неприятностей, которые происходят каждый день.
Еще по теме:
Создание эффективной системы взаимодействия с
клиентами
Для развития системы взаимодействия с клиентами актуальным является их сегментация, на основе которой могут разрабатываться индивидуальные схемы работы с той или иной группой. С целью разделения клиентской базы банка на группы, обладающие схожими характеристиками, и выработки дифференцированных под ...
Современное состояние и перспективы развития депозитных операций в России
Динамика привлеченных средств физических лиц Динамика привлеченных средств физических лиц свидетельствует о сохранении позитивного развития банковского сектора. В I полугодии 2007г. вклады населения в банках выросли на 14,7% до 4 340,4 млрд. руб. (в соответствующем периоде 2006г. на 13,6%). Покварт ...
Роль пассивных операций в деятельности банка
Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью бан ...