Специфика первых российских бирж

Возрождение биржевой торговли в современной России на­чалось в июле 1990 г., когда была зарегистрирована Московская товарная биржа (МТБ). Начавшаяся в стране экономическая реформа, ломка старого экономического механизма привели к разрыву традиционных систем снабжения и сбыта для многих российских предприятий, и биржа в тот период стала многим казаться спасительным выходом из сложной ситуации. В ре­зультате в 1990—1991 гг. в России имел место «биржевой бум», в ходе которого было создано более 800 бирж, т.е. больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Конечно, это было неестественно, и с точки зрения общепринятых стандар­тов название «биржа» обоснованно можно было применить только к некоторым из них. Остальные же представляли собой обычных рыночных посредников.

Многие организации того периода, называвшие себя бир­жами, не соответствовали обязательным признакам данного организованного рынка. Так, у некоторых отсутствовало четкое расписание торгов, проводившихся нерегулярно. В ассортимен­те многих присутствовали наряду с классическими биржевыми товарные группы другого профиля, включавшие как товары на­родного потребления, так и машины, и оборудование. Бирже­вые контракты не были стандартизованы по объему и некото­рым другим условиям, а порядок формирования цен не позво­лял назвать их биржевыми котировками.

Биржи в тот период создавались по всей России, но больше всего их было в Москве. Создавались они по инициативе пред­приятий, а также местных органов власти как альтернатива прошлой системе централизованного снабжения. Учредители этих бирж стремились с максимальной выгодой для себя ис­пользовать преимущества биржевой торговли, поэтому все биржи того периода в отличие от зарубежных регистрировались как коммерческие организации.

Используя несовершенство российского законодательства, многие учредители смогли получить для своих бирж сущест­венные льготы, а себе — необоснованные преимущества. Так, зачастую учредители записывали за собой до 30% капитала биржи (на зарубежных биржах обычная доля учредителей не превышает 5%) либо распределяли между собой большую часть голосующих акций. Некоторые учредители оговаривали в дого­воре право на фиксированный дивиденд в определенном раз­мере, права на открытие большого количества брокерских кон­тор и др. Эти многочисленные конторы, созданные учредителями, не занимались биржевыми операциями, а сдавались в аренду либо продавались с большой прибылью, что позволило многим специалистам в области биржевой торговли с иронией говорить о создании нового «биржевого» товара — брокерской конторы.

Поскольку навыки биржевого дела в то время в России бы­ли позабыты, каждая биржа в организации торговли шла своим путем, формируя как структуру и штат специалистов, так и правила торговли. Учитывая, что определяющую роль в мире в этот период играли американские и английские биржи, разра­ботка биржевой терминологии сопровождалась заимствованием по преимуществу английских терминов. Так, традиционное на­звание посредника на биржах дореволюционной России — маклер — сменилось на более привычное нашему времени по­нятие брокера, а маклером часто называли специалиста, веду­щего биржевые торги. За сменой названия на самом деле стоя­ло более существенное различие: маклер в дореволюционной России имел свое звание пожизненно и персонально утвер­ждался в этом звании министром, тогда как для брокеров была предусмотрена в лучшем случае внутрибиржевая аттестация. Таким образом, официальный статус маклера стал главным от­личием его положения от современного российского брокера.

Еще по теме:

Методика анализа кредитного риска
Методика анализа кредитного риска состоит из двух ступеней: а) экспресс - анализ; б) развернутый анализ. Экспресс - анализ проводится с помощью определенного набора стандартных коэффициентов и индексов с использованием ПЭВМ и различных экономико-математических методов (ЭММ). Для его осуществления н ...

Стоимость акций и доходы
Денежная сумма, обозначенная на акции, называется номинальной стоимостью акции. Общество, выпустившее акцию с указанием номинала, т.е. ее цены, отражающей величину уставного капитала, приходящуюся на одну акцию, еще не гарантирует ее реальную ценность. Такую ценность определяет только рынок. Цена, ...

Анализ рисков коммерческого банка ОАО «Уралсиб»
Банк является правопреемником открытого акционерного общества Республиканский инвестиционно – кредитный банк «Башкредитбанк», (РИКБ «Башкредитбанк»), регистрационный номер 2275 от 28 января 1993г. В 2001г. фирменное наименование банка ОАО РИКБ «Башкредитбанк» было изменено на Открытое акционерное о ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.idealbanks.ru