В начале ХХ века в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, которые предоставлялись в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
Владельцы каменноугольных рудников сначала покупали вагоны для перевозки угля, однако скоро стала очевидной невыгодность и невозможность такого финансирования. Добыча угля увеличивалась, открывались новые шахты, необходимо было все большее количество вагонов. Целиком справедливо, что небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единой целью которых был лизинг поездов и железнодорожных вагонов. При заключении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), которое предоставлялось пользователю после окончания срока лизинга.
Первое известное употребление термина "лизинг" (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге "Как делать бизнес в Европе") относится к 1877 году, когда телефонная компания "Бэлл" приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное влияние не только на развитие связи. Много компаний высоко оценили аренду оборудования, которая позволяла им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование "ноу-хау".
После Второй мировой войны стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. Еще в 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако "законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов предложил долгосрочную аренду автомобилей.
Однако настоящая революция в арендных отношениях состоялась в Америке в начале 50-х годов ХХ века. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.п. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности была создана в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания "United States Leasing Corporation". Основал компанию Генри Шонфельд. Вначале он создал компанию для одного конкретного лизингового соглашения, но потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате появилась на свет "U.S. Leasing Corporation". Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, итак, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятия как "международный лизинг". Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году). В дальнейшем она стала носить название "United States Leasing International".
По мнению таких специалистов, как О.Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В.А. Перов, в Советском Союзе лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и только лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые автомашины, а прокат по своей сути был близок к оперативному лизингу.
Еще по теме:
Теоретические аспекты социального страхования в Российской Федерации
2 июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день ...
Ипотека: понятие и сущность
Ипотека – это залог недвижимости для обеспечения обязательств перед кредитором.[1] При ипотечном кредитовании заемщик получает кредит на покупку недвижимости. Его обязательством перед кредитором является погашение кредита, а обеспечивает исполнение этого обязательства залог недвижимости. При этом п ...
Торговые поручения и их виды
Торговые поручения — это принятые и исполненные Банком распоряжения клиента на покупку или продажу ценных бумаг. Для удобства и оперативности передачи поручений клиентов, а так же для снижения операционных (системных) рисков Банк предлагает клиентам несколько способов подачи торговых поручений: тел ...